Аудит закупок ГКУ «Дирекция по закупкам Комитета по здравоохранению» (2020-2021 годы)
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Дирекция по закупкам Комитета по здравоохранению» в 2020-2021 годах. Мероприятие осуществлялось в соответствии с пунктом 3.2.4. Плана работы Палаты в период с 11 июля по 23 сентября 2022 года.
По итогам аудита установлен ряд нарушений требований действующего законодательства.
Комиссия Контрольно-счетной палаты отметила, что с 2018 года Дирекция наделена полномочиями на определение поставщиков для учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга и осуществляющих медицинскую деятельность. Однако данные полномочия Дирекцией на момент проведения аудита не реализуются, а дата начала их реализации неоднократно переносилась на более поздний срок. Также с 2018 года Дирекция наделена полномочиями на проведение совместных торгов для учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению, а с 2019 года - полномочиями на проведение совместных и централизованных закупок. К выполнению указанных возложенных на нее полномочий Дирекция приступила только в 2020 году. Таким образом, средства, затраченные на содержание учреждения, имеют признаки неэффективного расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, в соответствии с положениями ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Контрольно-счетная палата установила, что в период 2020-2021 годов Дирекция провела 400 процедур закупок. Их удельный вес в общем объеме закупок заказчиков, подведомственных Комитету по здравоохранению, незначителен и составил 5,9 % по извещениям, размещенным в 2020-2021 годы. Экономия, достигнутая Дирекций в 2020-2021 годах при осуществлении совместных и централизованных закупок (6,26 %), незначительно ниже экономии, достигнутой подведомственными Комитету по здравоохранению учреждениями (6,60 %). При этом экономия при осуществлении Дирекцией закупок лекарственных препаратов составила 0,47 %, а достигнутая подведомственными Комитету по здравоохранению учреждениями - 5,39 %. Данный факт может свидетельствовать о невыполнении Дирекцией задачи централизации закупок – эффективного и экономичного использования выделенных бюджетных средств.
В ходе анализа закупок медицинских изделий и медицинского оборудования были выявлены нарушения: условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства, условий применения национального режима (14 нарушений), при осуществлении 3 закупок в документации были включены требования, влекущие ограничение конкуренции.
Из-за некачественно проведенного Дирекцией анализа рынка реализации медицинских масок, начальная цена контрактов была завышена, что также подтверждается результатами проведенного электронного аукциона, в ходе которого снижение в цене достигло 62,5 %.
При анализе закупок лекарственных препаратов в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта установлено10 нарушений в 2020 году в части применения не минимальной предельной цены единицы лекарственного препарата. В результате были заключены и оплачены контракты с превышением предельных значений, что является признаком ущерба бюджету Санкт-Петербурга.
По результатам проведенных Дирекцией совместных закупок по приобретению компьютерного оборудования, также установлены нарушения. Например, завышение начальной цены контракта, сформированной без учета предельных значений, установленных распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (13 нарушений). В результате данного нарушения заказчиками Санкт-Петербурга были заключены и оплачены контракты с превышением предельных цен, что является признаком ущерба бюджету Санкт-Петербурга в указанной сумме.
По результатам проведения аудита, с учетом незначительного объема закупок, низкого уровня достигнутой экономии, нарушений, свидетельствующих о неэффективности деятельности Дирекции, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендовала Комитету по здравоохранению рассмотреть целесообразность и обоснованность функционирования Дирекции в рамках установленных в настоящее время полномочий и порядка взаимодействия при осуществлении закупок.
В соответствии с положениями Соглашения о взаимодействии между Прокуратурой Санкт-Петербурга и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в целях формирования точного размера ущерба и нарушений, нанесенного бюджету Санкт-Петербурга, материалы аудита направлены в Прокуратуру Санкт-Петербурга.