Ru
Язык: Ru Eng

Информация об итогах аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд за 2023 год

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга за 2023 год. Мероприятие состоялось в соответствии с пунктом 3.1. Плана работы КСП на 2024 год.

Аудит в сфере закупок проведен на основе информации, полученной в результате контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, информации, представленной Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга из автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга, информации, полученной от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и иных государственных органов по запросам Контрольно-счетной палаты
Санкт-Петербурга, а также на основании информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок.

Отчет содержит анализ количественных и качественных показателей, характеризующих сферу закупок для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году, а также динамику по сравнению с 2022 годом:

-     общую информацию о закупочной деятельности в Санкт-Петербурге в 2022 году;

-     сводную информацию об организации и результатах работы органов контроля, надзора и аудита в сфере закупок;

-     анализ организации и проведения ведомственного контроля в сфере закупок в Санкт-Петербурге;

-     выводы.

В 2023 году в рамках действия Федерального закона № 44-ФЗ заказчиками Санкт-Петербурга заключено 340 412 контрактов на общую сумму 614 507 719,6 тыс. рублей.

          Из планируемых к заключению конкурентными способами контрактов (121 403 ед.) значительная часть (46 383 ед. - 38,2 % от общего количества контрактов, планируемых к заключению конкурентными способами) были заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с тем, что процедуры закупок были признаны несостоявшимися, поскольку в закупке участвовала только одна заявка (была подана или допущена). В результате с единственным поставщиком заключено 265 392 контракта (78 % от общего количества контрактов) на общую сумму 444 504 080,9 тыс. рублей (72,3 % от общего объема контрактов).

Наибольший объем контрактов в 2023 году был заключен во
II квартале; наибольшее количество контрактов было заключено в IV квартале.

Из общего объема заключенных контрактов 35,9 % – контракты, заключенные только на 2023 год, а 64,1 % – контракты, окончание исполнения которых запланировано на более поздние периоды.

          В 2023 году процент экономии на момент заключения контрактов в результате осуществления конкурентных процедур составил 5,02 % (без учета закупок, где объем закупаемого товара, работы, услуги определить невозможно).

            Из 340 412 контрактов, заключенных в 2023 году, было расторгнуто 20 235 контрактов. Факты расторжения контрактов могут свидетельствовать о недостижении целей закупок.

          Результаты закупочной деятельности крупнейших заказчиков Санкт-Петербурга и сведения о крупнейших поставщиках (подрядчиках, исполнителях).

Закупки для нужд Санкт-Петербурга за счет средств бюджета
в 2023 году осуществляли 68 главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС) и их подведомственные учреждения.

Основной объем контрактов был заключен 8 ГРБС с учетом подведомственных учреждений. По сравнению с 2022 годом перечень ГРБС, заключивших основной объем контрактов, значительных изменений не претерпел.

Необходимо отметить, что абсолютно всеми ГРБС (с учетом их подведомственной сети) основное количество и объем контрактов был заключен с единственным поставщиком:

- Комитетом по строительству – 742 контракта или 90,8 % от общего количества контрактов и 81,3 % от общей суммы контрактов, из которых, в том числе, вследствие признания несостоявшимися открытых конкурсов в электронной форме – 134 контракта;

- Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры
Санкт-Петербурга – 830 контрактов или 77,5 % от общего количества контрактов и 73,5 % от общей суммы контрактов, из которых, в том числе, вследствие признания несостоявшимися открытых конкурсов в электронной форме – 47 контрактов,

- Комитетом по здравоохранению – 31 950 контрактов или 82,1 % от общего количества контрактов и 72 % от общей суммы контрактов, из которых, в том числе, вследствие признания несостоявшимися электронных аукционов – 10 558 контрактов;

- Комитетом по транспорту – 1 431 контракт или 77,3 % от общего количества контрактов и 56 % от общей суммы контрактов, из которых, в том числе, вследствие признания несостоявшимися электронных аукционов – 161 контракт;

- Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга – 1 046 контрактов или 76,9 % от общего количества контрактов и 96,3 % от общей суммы контрактов, из которых, в том числе, вследствие признания несостоявшимися электронных аукционов – 418 контрактов;

- Комитетом по информатизации и связи – 1 093 контракта или 80,9 % от общего количества контрактов и 57,8 % от общей суммы контрактов, из которых, в том числе, вследствие признания несостоявшимися электронных аукционов – 174 контракта;

- Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга – 567 контрактов или 80,3 % от общего количества контрактов и 89,4 % от общей суммы контрактов, из которых, в том числе, вследствие признания несостоявшимися открытых конкурсов в электронной форме – 64 контракта.

Объем контрактов, заключенных заказчиками Санкт-Петербурга по результатам проведения совместных закупок (без учета централизованных закупок) в 2023 году сократился по сравнению с 2022 годом на 13,4 %.

В 2023 году наибольший объем контрактов по результатам совместных закупок заключен заказчиками, подведомственными, в том числе:

- Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга – 333 контракта (или 18,1 % от общего объема заключенных контрактов);

- администрации Кировского района Санкт-Петербурга – 1 637 контрактов (или 16,5 % от общего объема заключенных контрактов);

- администрации Красносельского района Санкт-Петербурга –579 контрактов (или 11,2 % от общего объема заключенных контрактов);

- администрации Колпинского района Санкт-Петербурга – 111 контрактов (или 10,1 % от общего объема заключенных контрактов);

- администрации Калининского района Санкт-Петербурга – 831 контракт (или 7,2 % от общего объема заключенных контрактов).

Всего в 2023 году по результатам централизованных закупок, осуществленных органами, уполномоченными только на определение поставщиков, заказчиками Санкт-Петербурга заключено не менее 19 624 контрактов, что составляет 59,2 % всего объема всех заключенных в Санкт-Петербурге контрактов.

Объем таких контрактов вырос на 49,2 %, что обусловлено, в том числе, увеличением количества крупных контрактов, заключенных СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции», СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», СПб ГУП «Горэлектротранс», Комитетом по транспорту, Комитетом по здравоохранению.

 

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга по результатам проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга за 2023 год считает необходимым, в целях обеспечения выполнения требований постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 23.03.2020 № 19-пг «Об утверждении Перечня товарных рынков Санкт-Петербурга для содействия развитию конкуренции и Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Санкт-Петербурге в 2022-2025 годах», принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а также в целях исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 15.05.2018 № Пр-817ГС, в части обеспечения развития конкурентной среды, а также в связи с установленной тенденцией превышения экономии, сформированной в результате состоявшихся конкурентных процедур, над экономией, сформированной в результате несостоявшихся конкурентных процедур, провести работу, направленную на повышение качества формирования извещений о закупке.