Информация о результатах аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд за 2023 год в администрациях Кировского, Кронштадтского, Московского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд за 2023 год в администрациях Кировского, Кронштадтского, Московского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга. Контрольное мероприятие состоялось в соответствии с пунктом 3.3. Плана работы Палаты на 2024 год в период с 9 января по 1 марта.
Объектами аудита стали администрации Кировского, Кронштадтского, Московского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга. Комиссия Контрольно-счетной палаты провела анализ и оценку законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки для нужд районных администраций и соответствие их требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В 2023 году администрациями районов Санкт-Петербурга исполнялось 1 018 контрактов, заключенных в период 2018 – 2023 годов на общую сумму 3,5 млрд. рублей. Наибольший объем закупок планировалось осуществить через проведение открытых конкурсов в электронной форме (68,8 % от общей стоимости всех заключенных контрактов). Больше всего контрактов было заключено в следующих сферах: благоустройство (79 контрактов), организация отдыха детей (111 контрактов), уборка и содержание территорий районов (90 контрактов).
В ходе проведения аудита комиссией КСП выявлено 142 нарушения и замечания.
Установлено 55 фактов нарушений в части обоснования выбора объекта, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком. Так, администрациями Кировского и Кронштадтского районов при расчете цены контрактов на благоустройство был необоснованно применен проектно-сметный метод определения НМЦК, который используется при ремонте зданий, строений, сооружений, помещений. В частности, проектно-сметный метод определения цены был выбран при формировании цен контрактов на выполнение работ по праздничному оформлению объектов, устройству системы наружного освещения, цветочному оформлению, благоустройство скверов и т.д. В ряде случаев при определении и обосновании НМЦК заказчиками произведен анализ рынка продажи посадочного материала (липы, клены, сирень, черемуху, яблони, груши, гортензию и т.д.) без учета принципа эффективности использования бюджетных средств, что повлекло избыточные расходы бюджета.
Комиссия Контрольно-счетной палаты установила факты нарушений в виде включения в извещение об осуществлении закупки и в документацию о закупке не установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к участникам закупки, в том числе влекущих ограничение конкуренции.
Также зафиксировано 5 случаев включения в описание объекта закупки требований и указаний, не установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе приводящих к ограничению количества участников закупки.
Среди прочих нарушений и недостатков отмечено: нарушение условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств; несоблюдение требований к содержанию извещения об осуществлении закупки; нарушения при выборе способа определения поставщика как закупка у единственного поставщика и при осуществлении такой закупки; несоответствие контракта требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, протоколам закупки; внесение изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством. Так, администрацией Кронштадтского района после окончания сроков выполнения работ по контракту на благоустройство сквера были заключены дополнительные соглашения, увеличивающие объем выполняемых работ и товаров более, чем на 10%. Администрация Московского района в ходе выполнения подрядчиком работ по благоустройству сквера заключило дополнительное соглашение, которое меняет порядок оплаты работ, и внесла таким образом существенные изменения в контракт, что является нарушением законодательства о закупках.
В ходе аудита установлено 2 факта нарушения условий исполнения контрактов, в том числе сроков исполнения, включая своевременность расчетов по контракту (договору).
Также выявлено 4 случая приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта. Например, администрация Московского района заключила и оплатила ряд контрактов на оказание услуг детского летнего отдыха. В ходе проверки КСП установлено, что исполнитель нарушил условия контрактов, разместив детей в одном из оздоровительных лагерей, где есть только деревянные летние домики. При этом контрактом предусмотрено размещение отдыхающих в комнатах или номерах с вместимостью не более 6 мест, из расчета не менее 4 кв. м на ребенка, с удобствами (душ, туалет) или с помещениями санитарно-бытового назначения на этаже в соответствии с санитарными нормами; тип помещений: капитальные жилые корпуса, кроме деревянных.
Комиссия Контрольно-счетной палаты отметила нарушения порядка расторжения контракта, а также неприменение мер ответственности по контракту с недобросовестного поставщика. Так, администрация Кронштадтского района не применила к подрядчику, который нарушил сроки исполнения контрактов на выполнение работ по установке освещения и озеленению сквера, штрафные санкции. Срок опоздания сдачи работ составил 47 и 52 дня, общая сумма неустойки превысила бы 400 тысяч рублей.
Среди нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой в ходе аудита закупок, установлено 2 случая представления недостоверной информации в реестр заключенных контрактов.
По результатам аудита закупочной деятельности районных администраций КСП отметила 40 недостатков и замечаний. Из них можно отметить случаи отказа от проведения закупок конкурентными способами, деление единой закупки на мелкие контракты, отказ от использования гарантийных обязательств, включение в контракт ссылок на недействующие нормативные документы, несоответствие информации в одном и том же документе и т.д.
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга по результатам аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд за 2023 год в администрациях Кировского, Кронштадтского, Московского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга, рекомендовала объектам контроля принять меры по недопущению выявленных нарушений и соблюдать принципы, установленные Федеральным законом № 44-ФЗ.
Объектами аудита стали администрации Кировского, Кронштадтского, Московского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга. Комиссия Контрольно-счетной палаты провела анализ и оценку законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки для нужд районных администраций и соответствие их требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В 2023 году администрациями районов Санкт-Петербурга исполнялось 1 018 контрактов, заключенных в период 2018 – 2023 годов на общую сумму 3,5 млрд. рублей. Наибольший объем закупок планировалось осуществить через проведение открытых конкурсов в электронной форме (68,8 % от общей стоимости всех заключенных контрактов). Больше всего контрактов было заключено в следующих сферах: благоустройство (79 контрактов), организация отдыха детей (111 контрактов), уборка и содержание территорий районов (90 контрактов).
В ходе проведения аудита комиссией КСП выявлено 142 нарушения и замечания.
Установлено 55 фактов нарушений в части обоснования выбора объекта, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком. Так, администрациями Кировского и Кронштадтского районов при расчете цены контрактов на благоустройство был необоснованно применен проектно-сметный метод определения НМЦК, который используется при ремонте зданий, строений, сооружений, помещений. В частности, проектно-сметный метод определения цены был выбран при формировании цен контрактов на выполнение работ по праздничному оформлению объектов, устройству системы наружного освещения, цветочному оформлению, благоустройство скверов и т.д. В ряде случаев при определении и обосновании НМЦК заказчиками произведен анализ рынка продажи посадочного материала (липы, клены, сирень, черемуху, яблони, груши, гортензию и т.д.) без учета принципа эффективности использования бюджетных средств, что повлекло избыточные расходы бюджета.
Комиссия Контрольно-счетной палаты установила факты нарушений в виде включения в извещение об осуществлении закупки и в документацию о закупке не установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к участникам закупки, в том числе влекущих ограничение конкуренции.
Также зафиксировано 5 случаев включения в описание объекта закупки требований и указаний, не установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе приводящих к ограничению количества участников закупки.
Среди прочих нарушений и недостатков отмечено: нарушение условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств; несоблюдение требований к содержанию извещения об осуществлении закупки; нарушения при выборе способа определения поставщика как закупка у единственного поставщика и при осуществлении такой закупки; несоответствие контракта требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, протоколам закупки; внесение изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством. Так, администрацией Кронштадтского района после окончания сроков выполнения работ по контракту на благоустройство сквера были заключены дополнительные соглашения, увеличивающие объем выполняемых работ и товаров более, чем на 10%. Администрация Московского района в ходе выполнения подрядчиком работ по благоустройству сквера заключило дополнительное соглашение, которое меняет порядок оплаты работ, и внесла таким образом существенные изменения в контракт, что является нарушением законодательства о закупках.
В ходе аудита установлено 2 факта нарушения условий исполнения контрактов, в том числе сроков исполнения, включая своевременность расчетов по контракту (договору).
Также выявлено 4 случая приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта. Например, администрация Московского района заключила и оплатила ряд контрактов на оказание услуг детского летнего отдыха. В ходе проверки КСП установлено, что исполнитель нарушил условия контрактов, разместив детей в одном из оздоровительных лагерей, где есть только деревянные летние домики. При этом контрактом предусмотрено размещение отдыхающих в комнатах или номерах с вместимостью не более 6 мест, из расчета не менее 4 кв. м на ребенка, с удобствами (душ, туалет) или с помещениями санитарно-бытового назначения на этаже в соответствии с санитарными нормами; тип помещений: капитальные жилые корпуса, кроме деревянных.
Комиссия Контрольно-счетной палаты отметила нарушения порядка расторжения контракта, а также неприменение мер ответственности по контракту с недобросовестного поставщика. Так, администрация Кронштадтского района не применила к подрядчику, который нарушил сроки исполнения контрактов на выполнение работ по установке освещения и озеленению сквера, штрафные санкции. Срок опоздания сдачи работ составил 47 и 52 дня, общая сумма неустойки превысила бы 400 тысяч рублей.
Среди нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой в ходе аудита закупок, установлено 2 случая представления недостоверной информации в реестр заключенных контрактов.
По результатам аудита закупочной деятельности районных администраций КСП отметила 40 недостатков и замечаний. Из них можно отметить случаи отказа от проведения закупок конкурентными способами, деление единой закупки на мелкие контракты, отказ от использования гарантийных обязательств, включение в контракт ссылок на недействующие нормативные документы, несоответствие информации в одном и том же документе и т.д.
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга по результатам аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд за 2023 год в администрациях Кировского, Кронштадтского, Московского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга, рекомендовала объектам контроля принять меры по недопущению выявленных нарушений и соблюдать принципы, установленные Федеральным законом № 44-ФЗ.