Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Контроль устранения выявленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга нарушений и недостатков в отношении исполнителей Национального проекта «Жилье и городская среда»
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела экспертно-аналитическое мероприятие «Контроль устранения выявленных Контрольно-сетной палатой Санкт-Петербурга нарушений и недостатков в отношении исполнителей Национального проекта «Жилье и городская среда».
Мероприятие состоялось в период с 16 апреля 2024 года по 20 июня 2024 года, в соответствии с пунктом 11.3 Плана работы палаты.
Объектами контрольного мероприятия стали исполнители Национального проекта «Жилье и городская среда». Мероприятие проведено выборочно по контрактам, первичным учетным документам, актам, документам, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС), а также с использованием других документов и материалов, предоставленных Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга, объектами мероприятия и иными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В ходе проведения мероприятия Комиссия отметила следующее.
Совокупный объем средств бюджета Санкт-Петербурга, запланированный на реализацию региональной составляющей нацпроекта «Жилье и городская среда», 2020 – 2024 годах составил 23 392 924,7 тыс. рублей, который по состоянию на 31.03.2024 освоен на 73,9 %
В рамках указанного нацпроекта в Санкт-Петербурге реализуются региональные проекты (далее – РП): «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
В период 2020 – 2024 годов исполнение региональной составляющей нацпроекта «Жилье и городская среда» осуществлялось в Санкт-Петербурге 20 главными распорядителями средств бюджета (далее – ГРБС).
В целях осуществления контроля за устранением нарушений и недостатков, выявленных в 2023 году Контрольно-счетной палатой в ходе аудита закупок в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» в 2020 – 2022 годах были проанализированы контракты, заключенные в целях реализации в Санкт-Петербурге нацпроекта «Жилье и городская среда» и исполняемые в 2023 году – 1 квартале 2024 года.
Согласно данным, предоставленным Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга, в целях реализации в Санкт-Петербурге региональной составляющей НП «Жилье и городская среда» в 2023 году – 1 квартале 2024 года исполнялось не менее 370, в том числе по РП: «Жилье»: исполнялось 26 контрактов; «Формирование комфортной городской среды»: исполнялось 344 контракта.
Основным способом размещения закупки заказчиками Санкт-Петербурга были выбраны открытый конкурс в электронной форме – 85,6 % от общего объема заключенных, однако по итогу осуществления закупок наибольший объем контрактов – 73,7 % совокупного объема контрактов - был заключен с единственным поставщиком, что превысило объем контрактов, планируемый к заключению таким способом, в 17,7 раза.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия комиссией Контрольно-счетной палаты был осуществлен анализ адресных программ целевой статьи «Расходы на реализацию мероприятий проекта «Комфортная городская среда» за 2021 – 2024 годы, предоставленных Комитетом по благоустройству. В результате анализа данных адресных программ установлено:
1.1. Расхождение стоимости фактически выполненных и первоначально запланированных работ. Ввиду отсутствия в расчетах и обоснованиях к проекту бюджета смет или иных документов, подтверждающих планируемую стоимость работ, установить причины расхождений не представляется возможным.
Всеми исполнителями РП «Формирование комфортной городской среды» адресные программы значительно корректируются неоднократно в течение года.
1.2. В ряде случаев вместо выполнения работ по благоустройству объектов в адресные программы включаются только проектные работы по объектам благоустройства.
1.3. Главными распорядителями средств бюджета не заключались контракты на выполнение работ по благоустройству на основании 76 проектных документаций, разработанных в 2021 – 2023 годах
Комиссией Контрольно-счетной палаты осуществлен выборочный анализ цен на посадочный материал, закупаемый в рамках исполнения контрактов в период с 01.01.2023 по 31.03.2024 (вне зависимости от даты заключения контракта).
В результате проведенного анализа установлены значительные отклонения стоимости одинаковых позиций посадочного материала, заложенных в сметах разных заказчиков. Так, например:
- стоимость каштана конского 3-4 м варьируется от 9,3 тыс. рублей в закупках администраций Василеостровского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга до 41,9 тыс. рублей в закупках администрации Московского района Санкт-Петербурга, то есть разница составляет 4,5 раза;
- дерен белый 0,6-0,8 м закупался администрацией Кировского района по цене 3,6 тыс. рублей за ед., что превышает цену закупки СПб ГКУ «ЦКБ» (0,7 тыс. рублей) более чем в 5 раз. Указанные примеры не единичны.
Тенденцию к наибольшему завышению цен можно выделить у администраций Кировского, Московского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.
Кроме того, Контрольно-счетной палатой установлено, что исполнителями НП «Жилье и городская среда» при формировании НМЦК закупок по благоустройству не запрашивалась ценовая информация у СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства» и СПб ГКУ «Курортный лесопарк», подведомственных Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, и осуществляющих продажи посадочного материала древесно-кустарниковых пород.
Комиссия Контрольно-счетной палаты пришла к выводу о том, что заказчиками Санкт-Петербурга при формировании НМЦК на посадочный материал в ряде случаев не соблюдается принцип эффективного использования средств бюджета Санкт-Петербурга, установленный ст. 34 БК РФ, что приводит к излишним расходам бюджета Санкт-Петербурга, обладающим признаками ущерба, а также к несоблюдению принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок, установленных ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ.
В ходе анализа результатов устранения выявленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга нарушений и недостатков в отношении исполнителей Национального проекта «Жилье и городская среда», установлено следующее.
В апреле 2024 года Контрольно-счетной палатой у ответственного исполнителя РП «Формирование комфортной городской среды» была запрошена информация о мерах, принятых по итогу рассмотрения нарушений и замечаний, установленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, отраженных в Отчете о результатах аудита НП «Жилье и городская среда» (отчет 2023 года). Согласно полученной информации, исполнителями РП «Формирование комфортной городской среды» были разработаны и реализованы планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. Кроме того:
- проведены служебные проверки: Комитетом по благоустройству, администрациями Адмиралтейского, Василеостровского, Колпинского, Курортного и Петродворцового районов Санкт-Петербурга;
- дисциплинарные взыскания наложены на сотрудников администраций Адмиралтейского, Выборгского, Колпинского, Кронштадтского, Курортного, Приморского, Пушкинского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга;
- меры дисциплинарного взыскания не применялись по причине увольнения сотрудников: Комитетом по благоустройству, а также администрациями Василеостровского, Красногвардейского, Курортного, Московского, Невского и Петроградского районов Санкт-Петербурга;
- проведено дополнительное обучение в сфере государственных закупок сотрудников: Комитета по благоустройству, а также администраций Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Колпинского, Красногвардейского, Кронштадтского, Курортного, Московского, Невского, Петроградского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.
Необходимо отметить, что в целях реализации рекомендаций Контрольно-счетной палаты, изложенных в 2023 году в Отчете о результатах аудита НП «Жилье и городская среда»:
- Комитетом по благоустройству направлено письмо в адрес администраций районов Санкт-Петербурга с просьбой при приемке работ по проектированию благоустройства объектов благоустройства осуществлять оценку видов, марок и моделей малых архитектурных форм, спортивного, детского и иного оборудования, а также посадочного материала на предмет избыточности требований, завышения стоимости и запроса коммерческих предложений у аффилированных поставщиков и производителей;
- Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга внесены изменения в «Сборники территориальных сметных норм и территориальных единичных расценок по эксплуатации и содержанию объектов в Санкт-Петербурге ТСНэ-ТЕРэ», а также в сборник «Территориальный сборник сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование ТССЦ 2022», которым, в том числе включено 54 новых строительных ресурса, в том числе 49 позиций в раздел «Малые архитектурные формы».
В ходе экспертно-аналитического мероприятия вновь выявлены нарушения, аналогичные нарушениям, установленным в 2023 году в результате проведения Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга аудита закупок в рамках реализации НП «Жилье и городская среда» в 2020 – 2022 годах. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в проверяемый период исполнителями НП «Жилье и городская среда» не были приняты исчерпывающие меры, направленные на устранение и недопущение нарушений в дальнейшей работе.
В частности, выборочной проверкой закупок, осуществленных в целях реализации НП «Жилье и городская среда», и контрактов, исполняемых в период 2023 года – 1 квартала 2024 года, выявлено 80 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В их числе - нарушения в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора). В частности, при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиками произведен анализ рынка продажи посадочного материала без учета необходимости соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой был произведен самостоятельный мониторинг посадочного материала. В ходе анализа полученной информации установлено завышение цен на посадочный материал при расчете НМЦК, что повлекло оплату расходов в завышенных объемах. В числе таких заказчиков оказались: ГКУ «Центр комплексного благоустройства», администрации Василеостровского, Выборгского, Калининского, Красногвардейского, Невского, Приморского районов, СПб ГКУ «Агентство благоустройства и коммунального хозяйства Колпинского района», ГКУ «ЖА Петроградского района», ГКУ «Управление по благоустройству и коммунальному хозяйству Адмиралтейского района», СПб ГБУК «Зеленогорский парк культуры и отдыха».
В ходе аудита установлены факты нарушений при выборе конкурентного способа определения поставщика, включения в извещение об осуществлении закупки и в описание объекта закупки не установленных законодательством требований к участникам закупки, в том числе влекущих ограничение конкуренции. Также выявлены случаи несоблюдения требований к содержанию извещения об осуществлении закупки, нарушений при выборе способа определения поставщика, внесения изменений в контракт с нарушением требований законодательства.
Комиссия обратила внимание на случаи неприменения мер ответственности по контракту к недобросовестному поставщику. Так, например, администрация Невского района не начислила пени по контракту на выполнение работ по изготовлению проекта благоустройства, который был завершен с просрочкой на 30 дней.
Установлены факты непредставления или несвоевременного представления информации в реестр контрактов, заключенных заказчиками. Также выявлены нарушения условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Еще одним замечанием стало использование коммерческих предложений аффилированных между собой юридических лиц. Также отмечено, что государственными заказчиками и заказчиками Санкт-Петербурга при осуществлении закупок заключались контракты на выполнение работ по благоустройству на одном объекте, по одной проектной документации, в одни и те же сроки, работы были неразрывно связаны между собой и фактически образовывали единый объект закупки, - подобное деление единой закупки на несколько свидетельствует о намерении заказчиков провести закупки самостоятельно, не передавая уполномоченному органу – Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, который осуществляет закупки с НМЦК свыше 40 миллионов рублей.
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Контроль устранения выявленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга нарушений и недостатков в отношении исполнителей Национального проекта «Жилье и городская среда», рекомендовала заказчикам при приемке работ по проектированию благоустройства объектов благоустройства, осуществлять оценку видов, марок и моделей малых архитектурных форм, спортивного, детского и иного оборудования, а также посадочного материала на предмет избыточности требований, завышения стоимости и запроса коммерческих предложений у аффилированных поставщиков и производителей. Также рекомендовано реализовать проектно-сметную документацию на благоустройство, разработанную в 2021 – 2023 годах, во избежание рисков возникновения необходимости выделения дополнительных средств бюджета Санкт-Петербурга на ее корректировку в связи с возможной утратой актуальности. Еще одной рекомендацией стала оптимизация расходов на разработку новой проектной документации на благоустройство с учетом наличия большого количества разработанной и не реализованной проектной документации.
Мероприятие состоялось в период с 16 апреля 2024 года по 20 июня 2024 года, в соответствии с пунктом 11.3 Плана работы палаты.
Объектами контрольного мероприятия стали исполнители Национального проекта «Жилье и городская среда». Мероприятие проведено выборочно по контрактам, первичным учетным документам, актам, документам, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС), а также с использованием других документов и материалов, предоставленных Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга, объектами мероприятия и иными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В ходе проведения мероприятия Комиссия отметила следующее.
Совокупный объем средств бюджета Санкт-Петербурга, запланированный на реализацию региональной составляющей нацпроекта «Жилье и городская среда», 2020 – 2024 годах составил 23 392 924,7 тыс. рублей, который по состоянию на 31.03.2024 освоен на 73,9 %
В рамках указанного нацпроекта в Санкт-Петербурге реализуются региональные проекты (далее – РП): «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
В период 2020 – 2024 годов исполнение региональной составляющей нацпроекта «Жилье и городская среда» осуществлялось в Санкт-Петербурге 20 главными распорядителями средств бюджета (далее – ГРБС).
В целях осуществления контроля за устранением нарушений и недостатков, выявленных в 2023 году Контрольно-счетной палатой в ходе аудита закупок в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» в 2020 – 2022 годах были проанализированы контракты, заключенные в целях реализации в Санкт-Петербурге нацпроекта «Жилье и городская среда» и исполняемые в 2023 году – 1 квартале 2024 года.
Согласно данным, предоставленным Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга, в целях реализации в Санкт-Петербурге региональной составляющей НП «Жилье и городская среда» в 2023 году – 1 квартале 2024 года исполнялось не менее 370, в том числе по РП: «Жилье»: исполнялось 26 контрактов; «Формирование комфортной городской среды»: исполнялось 344 контракта.
Основным способом размещения закупки заказчиками Санкт-Петербурга были выбраны открытый конкурс в электронной форме – 85,6 % от общего объема заключенных, однако по итогу осуществления закупок наибольший объем контрактов – 73,7 % совокупного объема контрактов - был заключен с единственным поставщиком, что превысило объем контрактов, планируемый к заключению таким способом, в 17,7 раза.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия комиссией Контрольно-счетной палаты был осуществлен анализ адресных программ целевой статьи «Расходы на реализацию мероприятий проекта «Комфортная городская среда» за 2021 – 2024 годы, предоставленных Комитетом по благоустройству. В результате анализа данных адресных программ установлено:
1.1. Расхождение стоимости фактически выполненных и первоначально запланированных работ. Ввиду отсутствия в расчетах и обоснованиях к проекту бюджета смет или иных документов, подтверждающих планируемую стоимость работ, установить причины расхождений не представляется возможным.
Всеми исполнителями РП «Формирование комфортной городской среды» адресные программы значительно корректируются неоднократно в течение года.
1.2. В ряде случаев вместо выполнения работ по благоустройству объектов в адресные программы включаются только проектные работы по объектам благоустройства.
1.3. Главными распорядителями средств бюджета не заключались контракты на выполнение работ по благоустройству на основании 76 проектных документаций, разработанных в 2021 – 2023 годах
Комиссией Контрольно-счетной палаты осуществлен выборочный анализ цен на посадочный материал, закупаемый в рамках исполнения контрактов в период с 01.01.2023 по 31.03.2024 (вне зависимости от даты заключения контракта).
В результате проведенного анализа установлены значительные отклонения стоимости одинаковых позиций посадочного материала, заложенных в сметах разных заказчиков. Так, например:
- стоимость каштана конского 3-4 м варьируется от 9,3 тыс. рублей в закупках администраций Василеостровского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга до 41,9 тыс. рублей в закупках администрации Московского района Санкт-Петербурга, то есть разница составляет 4,5 раза;
- дерен белый 0,6-0,8 м закупался администрацией Кировского района по цене 3,6 тыс. рублей за ед., что превышает цену закупки СПб ГКУ «ЦКБ» (0,7 тыс. рублей) более чем в 5 раз. Указанные примеры не единичны.
Тенденцию к наибольшему завышению цен можно выделить у администраций Кировского, Московского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.
Кроме того, Контрольно-счетной палатой установлено, что исполнителями НП «Жилье и городская среда» при формировании НМЦК закупок по благоустройству не запрашивалась ценовая информация у СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства» и СПб ГКУ «Курортный лесопарк», подведомственных Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, и осуществляющих продажи посадочного материала древесно-кустарниковых пород.
Комиссия Контрольно-счетной палаты пришла к выводу о том, что заказчиками Санкт-Петербурга при формировании НМЦК на посадочный материал в ряде случаев не соблюдается принцип эффективного использования средств бюджета Санкт-Петербурга, установленный ст. 34 БК РФ, что приводит к излишним расходам бюджета Санкт-Петербурга, обладающим признаками ущерба, а также к несоблюдению принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок, установленных ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ.
В ходе анализа результатов устранения выявленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга нарушений и недостатков в отношении исполнителей Национального проекта «Жилье и городская среда», установлено следующее.
В апреле 2024 года Контрольно-счетной палатой у ответственного исполнителя РП «Формирование комфортной городской среды» была запрошена информация о мерах, принятых по итогу рассмотрения нарушений и замечаний, установленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, отраженных в Отчете о результатах аудита НП «Жилье и городская среда» (отчет 2023 года). Согласно полученной информации, исполнителями РП «Формирование комфортной городской среды» были разработаны и реализованы планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. Кроме того:
- проведены служебные проверки: Комитетом по благоустройству, администрациями Адмиралтейского, Василеостровского, Колпинского, Курортного и Петродворцового районов Санкт-Петербурга;
- дисциплинарные взыскания наложены на сотрудников администраций Адмиралтейского, Выборгского, Колпинского, Кронштадтского, Курортного, Приморского, Пушкинского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга;
- меры дисциплинарного взыскания не применялись по причине увольнения сотрудников: Комитетом по благоустройству, а также администрациями Василеостровского, Красногвардейского, Курортного, Московского, Невского и Петроградского районов Санкт-Петербурга;
- проведено дополнительное обучение в сфере государственных закупок сотрудников: Комитета по благоустройству, а также администраций Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Колпинского, Красногвардейского, Кронштадтского, Курортного, Московского, Невского, Петроградского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.
Необходимо отметить, что в целях реализации рекомендаций Контрольно-счетной палаты, изложенных в 2023 году в Отчете о результатах аудита НП «Жилье и городская среда»:
- Комитетом по благоустройству направлено письмо в адрес администраций районов Санкт-Петербурга с просьбой при приемке работ по проектированию благоустройства объектов благоустройства осуществлять оценку видов, марок и моделей малых архитектурных форм, спортивного, детского и иного оборудования, а также посадочного материала на предмет избыточности требований, завышения стоимости и запроса коммерческих предложений у аффилированных поставщиков и производителей;
- Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга внесены изменения в «Сборники территориальных сметных норм и территориальных единичных расценок по эксплуатации и содержанию объектов в Санкт-Петербурге ТСНэ-ТЕРэ», а также в сборник «Территориальный сборник сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование ТССЦ 2022», которым, в том числе включено 54 новых строительных ресурса, в том числе 49 позиций в раздел «Малые архитектурные формы».
В ходе экспертно-аналитического мероприятия вновь выявлены нарушения, аналогичные нарушениям, установленным в 2023 году в результате проведения Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга аудита закупок в рамках реализации НП «Жилье и городская среда» в 2020 – 2022 годах. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в проверяемый период исполнителями НП «Жилье и городская среда» не были приняты исчерпывающие меры, направленные на устранение и недопущение нарушений в дальнейшей работе.
В частности, выборочной проверкой закупок, осуществленных в целях реализации НП «Жилье и городская среда», и контрактов, исполняемых в период 2023 года – 1 квартала 2024 года, выявлено 80 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В их числе - нарушения в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора). В частности, при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиками произведен анализ рынка продажи посадочного материала без учета необходимости соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой был произведен самостоятельный мониторинг посадочного материала. В ходе анализа полученной информации установлено завышение цен на посадочный материал при расчете НМЦК, что повлекло оплату расходов в завышенных объемах. В числе таких заказчиков оказались: ГКУ «Центр комплексного благоустройства», администрации Василеостровского, Выборгского, Калининского, Красногвардейского, Невского, Приморского районов, СПб ГКУ «Агентство благоустройства и коммунального хозяйства Колпинского района», ГКУ «ЖА Петроградского района», ГКУ «Управление по благоустройству и коммунальному хозяйству Адмиралтейского района», СПб ГБУК «Зеленогорский парк культуры и отдыха».
В ходе аудита установлены факты нарушений при выборе конкурентного способа определения поставщика, включения в извещение об осуществлении закупки и в описание объекта закупки не установленных законодательством требований к участникам закупки, в том числе влекущих ограничение конкуренции. Также выявлены случаи несоблюдения требований к содержанию извещения об осуществлении закупки, нарушений при выборе способа определения поставщика, внесения изменений в контракт с нарушением требований законодательства.
Комиссия обратила внимание на случаи неприменения мер ответственности по контракту к недобросовестному поставщику. Так, например, администрация Невского района не начислила пени по контракту на выполнение работ по изготовлению проекта благоустройства, который был завершен с просрочкой на 30 дней.
Установлены факты непредставления или несвоевременного представления информации в реестр контрактов, заключенных заказчиками. Также выявлены нарушения условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Еще одним замечанием стало использование коммерческих предложений аффилированных между собой юридических лиц. Также отмечено, что государственными заказчиками и заказчиками Санкт-Петербурга при осуществлении закупок заключались контракты на выполнение работ по благоустройству на одном объекте, по одной проектной документации, в одни и те же сроки, работы были неразрывно связаны между собой и фактически образовывали единый объект закупки, - подобное деление единой закупки на несколько свидетельствует о намерении заказчиков провести закупки самостоятельно, не передавая уполномоченному органу – Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, который осуществляет закупки с НМЦК свыше 40 миллионов рублей.
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Контроль устранения выявленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга нарушений и недостатков в отношении исполнителей Национального проекта «Жилье и городская среда», рекомендовала заказчикам при приемке работ по проектированию благоустройства объектов благоустройства, осуществлять оценку видов, марок и моделей малых архитектурных форм, спортивного, детского и иного оборудования, а также посадочного материала на предмет избыточности требований, завышения стоимости и запроса коммерческих предложений у аффилированных поставщиков и производителей. Также рекомендовано реализовать проектно-сметную документацию на благоустройство, разработанную в 2021 – 2023 годах, во избежание рисков возникновения необходимости выделения дополнительных средств бюджета Санкт-Петербурга на ее корректировку в связи с возможной утратой актуальности. Еще одной рекомендацией стала оптимизация расходов на разработку новой проектной документации на благоустройство с учетом наличия большого количества разработанной и не реализованной проектной документации.