Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Городская больница Святого Великомученика Георгия»
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга завершила аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Городская больница Святого Великомученика Георгия». Мероприятие проведено в период с 21 июня по 20 сентября 2024 года, в соответствии с пунктом 3.5. Плана работы Палаты на 2024 год.
Предметом аудита стала организация деятельности учреждения в сфере закупок товаров, работ, услуг и процесс использования средств бюджета Санкт-Петербурга, направляемых на закупки товаров, работ, услуг для нужд Учреждения в 2022 – 2024 годах в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе аудита установлено, что Учреждением в проверяемый период исполнялось не менее 2 388 контрактов, заключенных в 2018 – 2024 годах на общую сумму 4,5 млрд. рублей. По результатам анализа закупок выявлены нарушения положений Федерального закона от 13.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обнаружены нарушения при осуществлении закупок в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Так, в цене ряда контрактов на поставку лекарственных средств были необоснованно применены оптовые надбавки. Согласно пояснениям Учреждения, при расчете цен были допущены технические ошибки, в целях устранения которых Учреждением были направлены письма поставщикам с просьбой вернуть денежные средства на сумму оптовой надбавки.
Установлены отдельные случаи включения в документацию о закупке не установленных законодательством РФ требований к участникам закупки, в том числе влекущих ограничение конкуренции (4 нарушения в 2021 году). Например, излишние требования были установлены к участникам закупки на выполнение капитального ремонта помещений больницы. Для подтверждения опыта по успешному выполнению таких работ участник должен был представить информацию о выполненных государственных и муниципальных контрактах без применения штрафных санкций, в то время как Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, подобных ограничений не установлено. Избыточные требования по подтверждению наличия опыта выполнения работ (оказания услуг) были установлены Учреждением при осуществлении закупки на оказание услуг по организации и выполнению мероприятий по охране объекта.
Отмечены отдельные нарушения условий исполнения контрактов, в том числе сроков их исполнения и своевременность расчетов по контракту. Например, услуги по охране объекта были оплачены с опозданием на месяц.
Комиссия КСП установила 1 случай внесения изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством: в контракт на капитальный ремонт помещений центральной клинико-диагностической лаборатории было внесено 5 изменений, в том числе, 2 с изменениями сроков выполнения работ. Согласно положениям законодательства, изменение срока может быть осуществлено только 1 раз.
СПб ГБУЗ «Городская больница Святого Великомученика Георгия» было допущено 79 нарушений требований о представлении информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Ряд нарушений был установлен в ходе проверки документов, регламентирующих деятельность Учреждения в сфере закупок.
Среди иных замечаний отмечено, что Учреждение осуществляло «деление» крупных закупок различных лекарственных препаратов и медицинских изделий на несколько закупок до 3 млн. рублей, в целях применения при расчете НМЦК оптовой надбавки в размере 10 %. В случае осуществления закупок лекарственных препаратов одним лотом в пределах календарного года оптовая надбавка не была бы применена, что способствовало бы эффективному расходованию бюджетных средств.
Установлены факты частичной приемки и оплаты оказанных услуг, тогда как услуга и единицей измерения «год» и «полугодие» выполнена не в полном объеме, алгоритм расчета количества оказанных услуг не указан, а акт оказанных услуг не содержит конкретизации оборудования, в отношении которого данная услуга была оказана.
По результатам аудита в сфере закупок Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга отметила в целом эффективную закупочную работу Учреждения при ее значительных объемах. Учреждению рекомендовано провести работу, направленную на повышение качества формирования извещений о закупке.