Ru
Язык: Ru Eng

Информация о результатах аудита закупок, осуществленных заказчиками Санкт-Петербурга, с применением национального режима при осуществлении закупок в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ, в части оценки эффективности мер поддержки отечест

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга по итогу проведения аудита закупок, осуществленных заказчиками Санкт-Петербурга, с применением национального режима, установлено следующее.


В Санкт-Петербурге в целях увеличения числа предприятий, вовлеченных в процесс импортозамещения в 2015 году был создан Центр импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга (далее - ЦИЗ).


Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга представлена оценка работы ЦИЗ, согласно которой в рамках выставочной экспозиции были представлены более 3 000 организаций, проведено более 2 000 деловых мероприятий, участие в которых приняли более 85 500 специалистов из более чем 70 регионов Российской Федерации и 40 стран мира.


При этом сведения о фактических значениях достигнутого эффекта импортозамещения и локализации (увеличения доли и объема закупок заказчиками Санкт-Петербурга отечественной продукции, создание новых локальных производств и т. д.) в результате проведения указанных мероприятий не представлены, а деятельность ЦИЗ завершена со второго полугодия 2019 года.


В целях реализации политики импортозамещения и обеспечения замещения продукции импортного производств отдельными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга разработаны и актуализируются Каталоги продукции российского производства для обеспечения замещения продукции и импортного происхождения (далее - каталоги).


В 2018 – 2019 годах с поставщиками, включенными органами власти Санкт-Петербурга в каталоги, было заключено лишь 0,5 % от общего объема закупок товаров отечественного производства.


Всего в период 2018-2019 годов заказчиками Санкт-Петербурга с применением национального режима было заключено 33 149 контрактов на общую сумму 46 726 521,4 тыс. рублей (29,2 % от общего объема закупок товаров в указанный период и 53,2 % от общего объема закупок товаров российского производства).


Основными видами применения национального режима при осуществлении закупок товаров в 2018-2019 годах стали «ограничение допуска» и «условия допуска», по которым совокупный объем контрактов составил 43 044 914,5 тыс. рублей, (92,1 % всех закупок товаров, осуществленных с применением национального режима), так объем закупок с применением:


  • ограничения допуска, суть которого состоит в том, что в определенных случаях заказчики должны отклонять заявки участников, которые содержат предложения о поставке товаров иностранного происхождения, составил 28 781 702,6 тыс. рублей.
  • условий допуска, в ходе осуществления которых преимущество предоставляется поставщикам с товарами из государств ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии или России, составил 14 263 211,9 тыс. рублей.

В ходе проведения аудита были также выявлены отдельные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг:


  1. Несоблюдение требований применения национального режима при осуществлении закупок, а также требований к содержанию извещения и (или) документации о закупке в части неустановления условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (176 нарушений), а именно отдельные заказчики Санкт-Петербурга в нарушение требований действующего законодательства не установили:

  • условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (допущено 80 нарушений 47 заказчиками Санкт-Петербурга);
  • запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (допущено 20 нарушений 13 заказчиками Санкт-Петербурга);
  • ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (допущено 55 нарушений 52 заказчиками Санкт-Петербурга);
  • ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств (допущено 13 нарушений следующими заказчиками Санкт-Петербурга: ГБДОУ детский сад № 28 Петродворцового района Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга ГБОУ средняя школа № 255 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, СПБ ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург», СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника № 97», ГБОУ школа № 568 Красносельского района Санкт-Петербурга, СПБ ГБУЗ «МВФД №1», ГБОУ СОШ № 412, ГБДОУ детский сад № 27 Петродворцового района Санкт-Петербурга);
  • не установили запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза) - допущено 8 нарушений следующими заказчиками Санкт-Петербурга: ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга, СПБ ГБУЗ «МВФД №1», СПБ ГБУ ДШИ им. И.Ф. Стравинского, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 86», ГБНОУ СПбГЦДТТ, СПБ ГБУ «ЦОО «Молодежный»).

  1. Несоблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке в части объединения в предмет одного контракта (одного лота) товаров, на которые распространяются условия и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, и товары, на которые такие условия и ограничения не распространяются (22 нарушения), а именно, отдельные заказчики Санкт-Петербурга в нарушение требований действующего законодательства:

  • в нарушение п. 3 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н в предмет контракта наряду с объектами закупки, на которые распространяются условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, также включали товар, который отсутствовал в Приложении к указанному приказу и на который условия допуска не распространялись (допущено 15 нарушений следующими заказчиками Санкт-Петербурга: ГБНОУ «СПб ГДТЮ», ГБОУ средняя школа № 255 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУСОН «ЦСР Адмиралтейского района Санкт-Петербурга», ГБУ СШОР Василеостровского района, ГБОУ прогимназия № 677 Выборгского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 86», СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 95», СПб ГБУЗ «Городская больница № 40», ГБДОУ детский сад № 93 Петроградского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «МВФД №1», ГБДОУ детский сад № 53 Петроградского района Санкт-Петербурга), СПб ГБУ ДШИ им. И.Ф. Стравинского, ГБДОУ детский сад № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга);
  • в нарушение п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 968 в предмет контракта наряду с объектами закупки на которые распространяются ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, также включали радиоэлектронную продукцию, которая отсутствовала в перечне указанного постановления, и на которую ограничения и условия допуска не распространялись (допущено 7 нарушений следующими заказчиками Санкт-Петербурга: ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга, ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга, СПб ГБПОУ «АПТ», СПб ГБУ «ЦОО «Молодежный»).

  1. Несоблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке в части неправомерного установления запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (1 нарушение).

В нарушение п. 10 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр оздоровления и отдыха «Молодёжный» неправомерно указало в извещении о закупке информацию о запрете на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, так как товары, являющиеся предметом закупки, отсутствуют в Приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 791 и запрет на допуск на них не распространяется.


  1. Несоблюдение 43 заказчиками Санкт-Петербурга, требований по запрету на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, привело к закупке товаров иностранного производства на общую сумму 7 371,5 тыс. рублей.

Рекомендации, предложенные по результатам проведенного аудита, были рассмотрены. В результате были приняты меры в части предупреждения последующих нарушений по применению национального режима при осуществлении закупок.



Заместитель начальника инспекции

по аудиту в сфере закупок                                                           А.В. Еременко