Ru
Язык: Ru Eng

Информация о результатах аудита закупок, осуществленных заказчиками Санкт-Петербурга, на предмет соблюдения требований нормирования, установленных статьей 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга при проведении аудита закупок, осуществленных заказчиками Санкт-Петербурга, на предмет соблюдения требований нормирования, установленных статьей 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в целом исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и их подведомственными учреждениями закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга осуществлялись в соответствии с требованиями нормирования, установленными федеральным и региональным законодательством.


Однако следует отметить, что на момент проведения аудита постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 № 327 «О Правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Санкт-Петербурга, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом и подведомственных им государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга», не приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно:


  • неправомерно установлены подгруппы нормативных затрат, непредусмотренных действующим федеральным законодательством;
  • не определены отдельные подгруппы нормативных затрат, предусмотренные действующим федеральным законодательством;
  • неправомерно установлена возможность исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга самостоятельно определять подгруппы затрат, в связи с тем, что такое право не предусмотрено действующим федеральным законодательством.

Содержание правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утверждающих нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов и подведомственных им казенных учреждений, а также правовых актов, утверждающих требования к закупаемым товарам, работам, услугам в отдельных случаях также не соответствовало требованиям действующего законодательства о нормировании, в том числе, в части отсутствия в правовых актах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утверждающих нормативные затраты, порядка расчета отдельных нормативных затрат, а также в части отсутствия в правовых актах, утверждающих требования к закупаемым товарам, работам, услугам характеристик в отношении каждого отдельного вида товаров, работ, услуг, таких как: потребительские свойства (в том числе качество и иные характеристики), иные характеристики (свойства), не являющиеся потребительскими свойствами, а также предельные цены товаров, работ, услуг.


В ходе аудита комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга установлено, что отдельными главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга и их подведомственными учреждениями допущены следующие нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ (318 нарушений, в том числе 79 нарушений на общую сумму 75 791,7 тыс. рублей), а именно:


  1. Несоблюдение требований к содержанию правовых актов, утверждающих нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов и подведомственных им казенных учреждений (25 нарушений).

В нарушение п. 2.5. Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095, правовые акты, утверждающие нормативные затраты администраций Московского, Невского, Выборгского, Центрального, Кировского районов Санкт-Петербурга, управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга, управления социального питания Санкт-Петербурга, службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Комитета по информатизации и связи, Комитета по здравоохранению, Комитета по строительству, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, не содержат порядок расчета отдельных нормативных затрат.


  1. Нарушение требований законодательства, определяющих расчет нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов и подведомственных им казенных учреждений (2 нарушения).

В нарушение требований п. 9 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Санкт-Петербурга и п. 2.10.3. Порядка расчета нормативных затрат на обеспечение функций исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом и подведомственных им государственных казенных учреждений,  утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 № 327, администрация Невского района Санкт-Петербурга самостоятельно определила расчет отдельных нормативных затрат, утвержденных на 2019 и 2020 годы.


  1. Нарушение требований законодательства, устанавливающих правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов и подведомственных им казенных учреждений (17 нарушений).

В нарушение п.п. 6, 8–15 Общих правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047, администрациями Приморского, Невского, Московского районов Санкт-Петербурга, управлением ветеринарии Санкт-Петербурга, Комитетом по здравоохранению, Комитетом по информатизации и связи, Комитетом по транспорту, Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитетом по строительству определены виды и группы отдельных нормативных затрат, не предусмотренных Общими правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.


Кроме того, Администрацией Невского района Санкт-Петербурга в 2 случаях не определены виды отдельных нормативных затрат на 2019 и 2020 годы, предусмотренных Общими правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047.


  1. Нарушение сроков утверждения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов и подведомственных им казенных учреждений (3 нарушения).

В нарушение п. 3.7. Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095, администрацией Московского района Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству Санкт-Петербурга утверждены правовые акты о нормативных затратах с нарушением установленного законодательством срока.


  1. Нарушение требований о размещении в единой информационной системе в сфере закупок правовых актов о нормировании в сфере закупок (3 нарушения).

В нарушение требований ч. 6 ст.19 Федерального закона № 44-ФЗ, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Комитетом по здравоохранению не размещены в единой информационной системе в сфере закупок правовые акты об утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативные затраты.

  1. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов и подведомственных им казенных учреждений (6 нарушений).

В нарушение п. 3.9. Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095, администрации Московского, Невского районов Санкт-Петербурга, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитетом по строительству размещали правовые акты, утверждающие нормативные затраты, с нарушением установленного законодательством срока.


  1. Нарушение сроков утверждения Требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (1 нарушение).

В нарушение п. 3.7. Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095, Комитет по строительству Санкт-Петербурга утвердил правовой акт об утверждении  Требований к товарам, работам, услугам  с нарушением установленного законодательством срока (отклонение от установленного законодательством срока составило 214 календарных дней).


  1. Несоблюдение требований к содержанию правовых актов, утверждающих Требования к товарам, работам, услугам (20 нарушений).

В нарушение п. 2.3. Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095, правовые акты администраций Московского, Красногвардейского, Фрунзенского, Невского, Центрального, Кировского, Калининского, Выборгского районов Санкт-Петербурга, Комитета по транспорту, Комитета по здравоохранению, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, не содержат наименования казенных учреждений, бюджетных учреждений, унитарных предприятий, в отношении которых устанавливаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).


  1. Несоблюдение требований формирования ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики (11 нарушений).

В нарушение п. 7 Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 926, администрациями Невского, Фрунзенского, Центрального, Кировского, Приморского, Калининского, Выборгского районов Санкт-Петербурга утверждался ведомственный перечень, в котором отсутствуют характеристики в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг.


  1. Невключение в ведомственный перечень отдельных видов товаров, в отношении которых в обязательном порядке определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), входящих в обязательный перечень (2 нарушения).

В нарушение п. 2 Правил определения требований к закупаемым государственными органами Санкт-Петербурга, органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 № 489, администрациями Красногвардейского, Выборгского районов Санкт-Петербурга не включены в ведомственный перечень отдельные виды товаров, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), входящих в обязательный перечень.


  1. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе Требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (14 нарушений).

В нарушение п. 3.9. Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095, администрациями Московского, Невского, Кировского, Выборгского районов Санкт-Петербурга, Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитетом по строительству размещались правовые акты, утверждающие Требования к товарам, работам, услугам с нарушением установленного законодательством срока.


  1. Неопределение предельных цен отдельных видов товаров (1 нарушение).

В нарушение п. 2 Правил определения требований к закупаемым государственными органами Санкт-Петербурга, органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 № 489, администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга не определила предельные цены отдельных видов товаров, в отношении которых они не определены в обязательном перечне.


  1. Применение требований по нормированию с нарушением ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ в части превышения установленной предельной цены товаров, работ, услуг (79 нарушений).

В нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, подведомственными учреждениями администраций Невского, Приморского, Кировского, Выборгского, Фрунзенского, Калининского, Московского, Красногвардейского, Центрального районов Санкт-Петербурга, администрацией Центрального района Санкт-Петербурга, Комитета по здравоохранению, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитета по информатизации и связи, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга осуществлены закупки с превышением установленной предельной цены товаров, работ, услуг.


  1. Применение требований по нормированию с нарушением ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ в части осуществления отдельных закупок товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденных нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов и подведомственных им казенных учреждений (3 нарушения).

В нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, Комитет по строительству Санкт-Петербурга осуществил закупки товаров, работ услуг в отсутствие утвержденных нормативных затрат.


  1. Нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (79 нарушений на общую сумму 75 791,7 тыс. рублей).

В нарушение требований ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 № 489, подведомственными учреждениями администраций Невского, Центрального, Приморского, Фрунзенского, Выборгского, Кировского, Московского, Калининского, Красногвардейского районов Санкт-Петербурга, администрацией Центрального района Санкт-Петербурга, Комитета по здравоохранению, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитета по информатизации и связи, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга осуществлялись закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, начальная (максимальная) цена контрактов которых была сформирована без учета предельных значений их цены.


  1. Нарушения при обосновании закупок в части несоблюдения требований нормирования, предусмотренных ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ (52 нарушения).

В нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции от 01.05.2019), подведомственными учреждениями администраций Невского, Кировского, Центрального, Приморского, Калининского, Красногвардейского, Московского, Выборгского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга, Комитета по здравоохранению, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству осуществлены закупки с нарушением требований статей 19 и (или) 22 Федерального закона № 44-ФЗ.


Рекомендации, предложенные по результатам проведенного аудита, были рассмотрены и учтены при разработке проекта нормативного правового акта о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 № 327 «О Правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Санкт-Петербурга, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом и подведомственных им государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга» в целях его приведения в соответствие с федеральным законодательством.


Заместитель начальника инспекции


по аудиту в сфере закупок                                                                            А.В. Еременко