Ru
Язык: Ru Eng

Информация о результатах аудита соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок главными распорядителями бюджета Санкт-Петербурга при проведении ведомственного контроля в отношении подведомственных заказчиков

В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга сформирована обобщенная информация о соблюдении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок главными распорядителями бюджета Санкт-Петербурга при проведении ведомственного контроля в отношении подведомственных заказчиков.

 

По результатам проведенного аудита были сделаны следующие основные выводы:

 В 2019 году ведомственный контроль в сфере закупок осуществлялся государственными органами Санкт-Петербурга в соответствии с:
  • ст. 100 Федерального закона № 44-ФЗ;
  • Порядком осуществления ведомственного контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок заказчиками, подведомственными государственным органам Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» (далее – Порядок осуществления ведомственного контроля), а также в соответствии с разработанными и принятыми государственными органами регламентами, регулирующими осуществление ведомственного контроля.
 Нормативно-правовое обеспечение организации ведомственного контроля в сфере закупок находится на достаточном уровне у всех государственных органов Санкт-Петербурга, имеющих подведомственных заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, за исключением Санкт-Петербургской избирательной комиссии, которая в 2019 году не осуществляла ведомственный контроль в сфере закупок в нарушение ст. 100 Федерального закона № 44-ФЗ и Порядка осуществления ведомственного контроля.

 В нарушение п. 6.2. Порядка осуществления ведомственного контроля, согласно которому план проверок размещается на сайте закупок Санкт-Петербурга и на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии) не позднее двух месяцев до окончания года, предшествующего году, в котором планируется проведение плановых проверок, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга размещен на указанных сайтах план проверок на 2019 год позже установленного срока. Отклонение от установленного срока размещения составило не менее 35 календарных дней.

 Не планировали и не проводили ведомственный контроль в сфере закупок в 2019 году 13 (или 23,6 %) государственных органов Санкт-Петербурга, имеющих подведомственных заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок (всего 55), в том числе: в связи с проведением отдельными государственными органами Санкт-Петербурга ведомственного контроля в отношении всех подведомственных заказчиков в прошлых периодах, в связи с отсутствием в ведении Комитета территориального развития Санкт-Петербурга подведомственного учреждения, в связи с непринятием Санкт-Петербургской избирательной комиссией правовых актов в части организации и проведения ведомственного контроля в сфере закупок.

 В 2019 году всего проведено 954 контрольных мероприятия в рамках ведомственного контроля в сфере закупок (плановые и внеплановые проверки). Плановые проверки проведены 42 государственными органами Санкт-Петербурга в отношении 852 подведомственных заказчиков, внеплановые проверки проведены 14 государственными органами Санкт-Петербурга в отношении 102 подведомственных заказчиков.

 По результатам проведенных плановых проверок выявлено не менее 9 058 нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, по результатам проведенных внеплановых проверок – не менее 76 нарушений.

 Общая сумма стоимостных нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленных государственными органами Санкт-Петербурга по результатам плановых проверок, составила не менее 151 169,7 тыс. рублей.

 По результатам плановых проверок отдельными заказчиками, подведомственными государственным органам Санкт-Петербурга, начислены и взысканы неустойки (штрафы, пени) за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств по контрактам в общей сумме не менее 604,1 тыс. рублей.

 Сохраняется высокий показатель выявленных нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок администрациями Кировского, Красногвардейского, Калининского, Колпинского, Московского районов Санкт-Петербурга, Комитетом по образованию. Количество нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, значительно увеличилось у администрации Невского района Санкт-Петербурга (в 148,8 раза), администрации Курортного района Санкт-Петербурга (в 11,8 раза), Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (в 6,8 раза).

         При этом у Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Комитета по науке и высшей школе, Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга, Комитета по транспорту, Комитета по культуре Санкт-Петербурга значительно сократилось количество нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий (в пределах от 8,7 до 2,7 раза).


 Большая часть нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленных при проведении контрольных мероприятий в 2019 году, сохраняется при непредставлении, несвоевременном представлении информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками (нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ).

Так, отдельными государственными органами Санкт-Петербурга выявлено не менее 2 463 таких нарушений, что составило 27,0 % от общего количества нарушений.

К часто встречающимся нарушениям требований законодательства в сфере закупок относятся также:

  • нарушения при размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении контрактов и (или) о результатах отдельного этапа исполнения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 в количестве не менее 1 448 нарушений, что составило 15,9 % от общего количества нарушений (нарушения ч. 11 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (ст. ст. 34, 94 Федерального закона № 44-ФЗ) в количестве не менее 1 386 нарушений, что составило 15,2 % от общего количества нарушений;
  • нарушения ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком в количестве не менее 757 нарушений, что составило 8,3 % от общего количества выявленных нарушений.

 

По результатам проведения внеплановых проверок отдельными государственными органами Санкт-Петербурга также выявлены нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. К наиболее часто встречающимся нарушениям (не менее 14 нарушений) относятся нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком.

 В 2019 году по результатам плановых проверок меры дисциплинарного воздействия к сотрудникам подведомственных организаций применялись 391 раз. В Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга в 2019 году было направлено 230 материалов проверок (плановых и внеплановых), 5 государственных органов Санкт-Петербурга направили в адрес правоохранительных органов 73 материала проверок.
 Отдельными государственными органами не направлялись материалы проверок в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга и (или) правоохранительные органы по результатам проведенных контрольных мероприятий. Причинами не направления материалов проверок являются отсутствие признаков состава административного правонарушения и возможного состава преступления, а также истечение срока давности для привлечения к административной ответственности.
 В 2019 году сведения и документы о результатах контрольных мероприятий разместили на сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru 528 учреждений (57 % от общего числа подведомственных учреждений, у которых проводился ведомственный контроль в сфере закупок). Подведомственные учреждения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями не размещали на указанном сайте сети Интернет сведения и документы о результатах проведенных контрольных мероприятий в течение двух последних лет.
 В ходе аудита установлено, что отдельные государственные органы Санкт-Петербурга не планировали проведение контрольных мероприятий в отношении подведомственных заказчиков в течение трех последних лет, при этом объемы закупок таких учреждений были значительными. К таким государственным органам Санкт-Петербурга относятся Комитет по здравоохранению, администрации Выборгского, Красногвардейского районов Санкт-Петербурга.    В 2019 году сохраняется низкий показатель проверенных подведомственных заказчиков Комитетом по здравоохранению (9,5 % от общего количества подведомственных учреждений), администрацией Кронштадтского района Санкт-Петербурга (10,8 % от общего количества подведомственных учреждений), Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (11,1 % от общего количества подведомственных учреждений), администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга (17,8 % от общего количества подведомственных учреждений). С таким удельным весом проверенных организаций указанные государственные органы Санкт-Петербурга не обеспечивают контроль основного количества своих подведомственных организаций, что может привести в будущем к росту количества нарушений в сфере закупок у подведомственных заказчиков.

 

В целом, комиссия Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга отмечает, что в 2019 году большинством государственных органов Санкт-Петербурга проведен ведомственный контроль в сфере закупок в соответствии со ст. 100 Федерального закона № 44-ФЗ и Порядком осуществления ведомственного контроля в сфере закупок. По результатам проведенных контрольных мероприятий государственными органами принимаются соответствующие меры для недопущения выявленных нарушений впредь.

 

По результатам проведенного аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга предложила и рекомендовала следующее:

  1. На региональном уровне Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга предлагает уполномоченным органам в пределах их компетенций:
    • Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в
      п. 3 Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» в части его дополнения положениями о необходимости осуществлять проверку:
  • соблюдения требований к содержанию документации (извещения) о закупках;
  • соответствия контракта (договора) требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки;
  • возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, поставщикам (подрядчикам, исполнителям);
  • порядка заключения и исполнения контракта;
  • применения подведомственными заказчиками мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками (исполнителями, подрядчиками) обязательств по контракту.
    • Рассмотреть вопрос о разработке методических рекомендаций по осуществлению ведомственного контроля в сфере закупок.

 

Государственным органам Санкт-Петербурга:
  • усилить контроль за обеспечением подведомственными заказчиками открытости и доступности сведений и документов о результатах проведенных контрольных мероприятий на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru;
  • планировать проведение контрольных мероприятий подведомственных учреждений с большими объемами закупок, и исходя из требования, установленного
    п. 6.3. Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок, а именно проведения плановой проверки в отношении каждого подведомственного заказчика не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;
  • Комитету по культуре Санкт-Петербурга своевременно размещать в сети Интернет план проверок в строгом соответствии с требованиями Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок;
  • Санкт-Петербургской избирательной комиссии утвердить Регламент проведения ведомственного контроля, запланировать проведение ведомственного контроля в отношении подведомственных заказчиков и осуществлять ведомственный контроль в сфере закупок в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
  • Комитету по здравоохранению, Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, администрациям Кронштадтского и Петроградского районов Санкт-Петербурга рассмотреть необходимость включения в планы проверок по ведомственному контролю в сфере закупок наибольшего количества подведомственных заказчиков.

 

Рекомендации, предложенные по результатам проведенного аудита, будут использованы при разработке Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга методических рекомендаций по осуществлению ведомственного контроля в части дополнения регламента контролирующего органа: вопросами проверки, определением объектов проверки, требованиями к наличию у лиц, осуществляющих ведомственную проверку, образования в сфере закупок, размещению плана проверки на сайте Администрации Санкт-Петербурга.

 

 

 

Заместитель начальника инспекции

по аудиту в сфере закупок                                                                                А.В. Еременко