Итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности спортивной школы олимпийского резерва по футболу "Зенит" и Комитета по физической культуре и спорту
Информация о результатах контрольного мероприятия «Выборочная проверка законности и результативности использования средств бюджета Санкт-Петербурга (в том числе на реализацию региональных проектов), законности использования собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением спортивной школой олимпийского резерва по футболу «Зенит» и Комитета по физической культуре и спорту в части соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, а также осуществления функций и полномочий учредителя подведомственного государственного учреждения за 2019–2020 годы и истекший период 2021 года»
Контрольное мероприятие проведено в период с 19 января по 19 марта 2021 года.
Объектами контрольного мероприятия являлись:
– Комитет по физической культуре и спорту (далее – Комитет);
– Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Зенит» (далее – СПб ГБУ СШОР по футболу «Зенит», Учреждение).
В ходе контрольного мероприятия установлено, что Комитетом допущены не менее 24 нарушений; Учреждением в проверяемый период допущено не менее 227 нарушений на общую сумму не менее 44 524 тыс. рублей, в том числе за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на сумму не менее 41 432 тыс. рублей, за счет субсидии на иные цели на сумму не менее 237 тыс. рублей, за счет средств от иной приносящей доход деятельности на сумму не менее 2 855 тыс. рублей.
Общая сумма выявленных нарушений, имеющих признаки ущерба бюджету Санкт-Петербурга, составляет не менее 23 914 тыс. рублей.
Также установлено невыполнение Учреждением государственных заданий по 2 государственным услугам.
СПб ГБУ СШОР по футболу «Зенит» допущены следующие нарушения:
- Расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного задания, что имеет признаки ущерба бюджету Санкт-Петербурга в общей сумме не менее 4 304 тыс. рублей, поскольку Учреждением произведена оплата: проезда, проживания и питания лиц, которые не являлись занимающимися Учреждения и не проходили спортивную подготовку в Учреждении;труда старшего воспитателя и воспитателя, работа которых относится к образовательной деятельности, тогда как в соответствии с Уставом Учреждение не является образовательным учреждением и не осуществляет образовательную деятельность.
- Неправомерные и необоснованные расходы за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме не менее 17 548 тыс. рублей, что имеет признаки ущерба бюджету Санкт-Петербурга в указанной сумме, за счет средств от приносящей доход деятельности в сумме не менее 2 485 тыс. рублей, а именно, в ходе проведения контрольного мероприятия не нашли своего подтверждения факты:
– получения в декабре 2019 года работниками Учреждения премий наличными денежными средствами (в сумме не менее 2 485 тыс. рублей) за подготовку высококвалифицированных спортсменов-футболистов, зачисленных в составы футбольных клубов, которые согласно платежным ведомостям выданы из кассы Учреждения 10 тренерам за счет средств от приносящей доход деятельности;
– выполнения в проверяемый период работы не менее тремя лицами по должностям тренеров Учреждения, что может свидетельствовать о неправомерных выплатах заработной платы указанным лицам (не менее 6 016 тыс. рублей);
– выдачи наличных денежных средств на питание занимающимся Учреждения на основании ведомостей на выплату наличных денежных средств на питание во время проведения спортивных соревнований (не менее 11 532 тыс. рублей).
- Излишние расходы средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидий на иные цели в общей сумме не менее 1 087 тыс. рублей, что имеет признаки ущерба бюджету Санкт-Петербурга в указанной сумме, в том числе:
– в результате двойной оплаты Учреждением в 2019 году услуг по организации питания лиц, проходящих спортивную подготовку, поскольку оплата осуществлена за организацию питания за одних и тех же лиц одновременно по различным тренировочным и спортивным мероприятиям, в том числе за пределами Санкт-Петербурга в одни и те же дни;
– на оплату в 2020 году за счет средств субсидии на иные цели услуг по осуществлению технического контроля работ по обустройству футбольного поля в отсутствие приемки Учреждением соответствующих видов работ от подрядчика (не менее 237 тыс. рублей);
– на оплату аренды части земельного участка для размещения объектов транспорта, границы которой четко не определены, и при наличии у Учреждения площадки для парковки автотранспорта на 56 мест, и др.
- Учреждением не выполнено государственное задание за 2019, 2020 годы по двум государственным услугам, поскольку в ходе проведенного контрольного мероприятия установлено, что Учреждением необоснованно завышена численность занимающихся в 2019–2020 годы по тренировочному этапу (этап спортивной специализации), этапам совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. В связи с неисполнением государственных заданий сумма субсидии в объеме, соответствующем неоказанным услугам (порядка 11 668 тыс. рублей), подлежит к возврату в бюджет Санкт-Петербурга.
- Неправомерное использование более 7 месяцев в 2020 году директором Учреждения денежных средств в сумме 10 834 тыс. рублей, выданных ему под отчет на основании его личных заявлений на оплату расходов по обеспечению участия в соревнованиях, и своевременно не возвращенных. В результате неправомерного удержания денежных средств сумма процентов за пользование средствами Учреждения, которая в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ подлежала уплате, но не была уплачена Учреждению его директором, составляет 346,2 тыс. рублей (за период с 20.03.2020 по 02.02.2021).
- Нарушения при осуществлении закупок, в том числе:
6.1. Приемка и оплата товаров, работ, услуг, которые не соответствовали условиям контрактов (договоров) на общую сумму не менее 960 тыс. рублей, оплаченных за счет средств субсидии, в сумме 370 тыс. рублей – за счет средств от иной приносящей доход деятельности, в том числе:
– на оплату в 2020 году услуг по комплексной уборке территории учебно-тренировочной базы Учреждения, количество и качество которых не соответствовали условиям контрактов;
– на оплату в 2019–2020 годах услуг по комплексной уборке, обслуживанию систем водоснабжения и канализации, отопления, электроснабжения, электрооборудования и дизельного генератора на учебно-тренировочной базе Учреждения и предоставлению в аренду манежа (футбольного поля), объем которых фактически не выполнен или не соответствует условиям контрактов;
– на оплату в июне 2019 года услуг по предоставлению специализированного футбольного стадиона с искусственным покрытием для проведения учебно-тренировочных занятий по футболу, тогда как фактически услуги не оказаны;
– на оплату в 2019 году услуг по созданию проморолика для нужд Учреждения, не соответствующих условиям контракта, поскольку сценарий ролика написан по ранее созданным материалам и осуществлен монтаж существующих материалов, тогда как условиями контракта предусмотрено создание сценария и проморолика, что существенно влияет на стоимость услуг.
6.2. Нарушение условий исполнения контрактов, а именно, работы по обустройству футбольного поля в установленный контрактом срок (30.11.2020) по состоянию на март 2021 года не были выполнены; Учреждением не оплачены принятые услуги в сумме 169 тыс. рублей по контракту на осуществление авторского надзора за выполнением работ по благоустройству элементов благоустройства, что повлекло необоснованную кредиторскую задолженность Учреждения и влечет риск излишних расходов Учреждения на оплату штрафов, пеней за несвоевременную оплату оказанных услуг.
6.3. Нарушение Учреждением при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), что может повлечь ущерб бюджету Санкт-Петербурга в сумме не менее 51 тыс. рублей, поскольку при обосновании начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по обустройству футбольного поля использована локальная смета, в которой не применены понижающие коэффициенты к сметным нормам по установке бортовых бетонных камней. При обосновании цены контрактов по содержанию имущества учебно-тренировочной базы Учреждения использованы коммерческие предложения организаций, которые не осуществляли деятельность (не выполняли работы, не оказывали услуги), предусмотренную предметом закупки, что свидетельствует о формальном обосновании Учреждением цены контракта.
6.4. При заключении контракта на выполнение работ по обустройству футбольного поля установлены требования к трубам для обустройства системы подогрева поля, стоимость которых дешевле, чем предусмотрено локальной сметой, что повлекло завышение цены контракта на общую сумму не менее 3 437 тыс. рублей. Фактически подрядчиком установлены трубы, которые не соответствуют локальной смете, что может повлечь излишние расходы и ущерб бюджету Санкт-Петербурга в указанной сумме.
6.5. Нарушения по размещению документов о закупках, выбору способа закупок, формированию контрактной службы и др.
- Нарушения ведения бухгалтерского учета: по формированию учетной политики, оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами; правил ведения бухгалтерского учета; порядка ведения кассовых операций; правил осуществления внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни Учреждения; порядка выдачи спортивной экипировки; требований, предъявляемых к регистру бухгалтерского учета; по порядку учета и выдачи спортивной экипировки и инвентаря, что, в том числе, привело к образованию излишков спортивного инвентаря на сумму 202,7 тыс. рублей и наличию не учтенного на балансе спортивного инвентаря, и др.
- В ходе анализа представленных Учреждением документов, регламентирующих его деятельность, установлено, что отдельные документы, подтверждающие осуществление Учреждением деятельности, направленной на достижение уставных целей, в том числе по обеспечению подготовки спортивных сборных команд Санкт-Петербурга по футболу, содержат недостоверные сведения (приказы о зачислении/отчислении в группы Учреждения/из Учреждения, Журналы учета посещения занятий за 2019–2020 годы, расписания занятий), либо не составлялись (индивидуальные планы спортивной подготовки спортсменов, годовые тренировочные планы, документация по планированию, учету и анализу результатов тренировочного процесса, по отбору занимающихся в группы, а также документы, фиксирующие результаты сдачи занимающимися нормативов, контрольных испытаний, тестов, графики работы тренера и пр.), что повлекло недостоверные сведения о фактической численности занимающихся в Учреждении, нецелевое, неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий в проверяемый период, отсутствие подтверждения выполнения работы числящимися в Учреждении тренерами.
- В нарушение положений ст.ст. 16, 20, 56, 57 ТК РФ директором Учреждения допущено заключение трудового договора о работе по совместительству с самим собой на условиях, определенных в данном договоре, в отсутствие согласования условий данного договора с Комитетом.
При этом фактическое выполнение работы директором Учреждения по должности тренера в проверяемый период в ходе контрольного мероприятия не нашло своего подтверждения, что может свидетельствовать о неправомерных выплатах заработной платы, произведенных за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в общей сумме не менее 1 468 тыс. рублей.
- В нарушение ст. 348.7 ТК РФ в отсутствие согласования (разрешения) СПб ГБУ СШОР по футболу «Зенит» не менее трех тренеров Учреждения работали на условиях совместительства у другого работодателя, что может свидетельствовать о невыполнении ими в Учреждении работы, согласно заключенным с ними трудовым договорам, а также неправомерной выплате заработной платы за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в общей сумме не менее 1 964 тыс. рублей.
- 11.В проверяемый период Учреждением с превышением полномочий, установленных Уставом Учреждения, утверждены нормы расходов на обеспечение участия занимающихся в межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях.
- Учреждением допущены нарушения порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, отчета о результатах деятельности, нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью, порядка оплаты труда и др.
Комитетом допущены следующие нарушения:
- Нарушение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Учреждению, поскольку:
– при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания Учреждению Комитетом использовались документы, содержащие показатели фактической численности занимающихся Учреждения по тренировочному этапу (этап спортивной специализации), этапам совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, которые необоснованно завышены Учреждением, что может свидетельствовать о завышении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2019–2021 годы на общую сумму не менее 29 960 тыс. рублей;
– Комитетом в проверяемом периоде проведен недостаточный контроль фактического выполнения Учреждением государственных заданий за 2019 и 2020 годы, что повлекло согласование Комитетом недостоверных отчетов о выполнении Учреждением государственных заданий за 2019, 2020 годы. В результате невыполнения Учреждением государственных заданий сумма субсидии в объеме, соответствующем неоказанным услугам, подлежит к возврату в бюджет Санкт-Петербурга.
Кроме того, Комитетом проведена оценка выполнения Учреждением государственных заданий в целом по государственным заданиям, а не по отдельным государственным услугам (работам).
- Невыполнение полномочий:
– по установлению размера фонда надбавок и доплат для Учреждения, в результате чего Учреждением в проверяемый период (в 2019 и 2020 годах: в размере 20 % и 26 % от фонда должностных окладов соответственно) размер фонда надбавок и доплат устанавливался самостоятельно (произвольно);
– по осуществлению государственной политики и государственного управления в сфере физической культуры и спорта в части утверждения видов расходов и нормативов финансовых затрат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на проведение физкультурных и спортивных мероприятий.
- Осуществление ненадлежащего контроля за составлением и ведением Учреждением планов финансово-хозяйственной деятельности; за обеспечением Учреждением открытости и доступности (своевременности и полноты) сведений о его деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; деятельностью Учреждения в части достаточности и полноты формирования Учреждением документов, необходимых в соответствии со спортивными стандартами и иными правовыми актами для осуществления деятельности по спортивной подготовке, а также достоверности сформированных и утвержденных документов (приказов Учреждения о зачислении лиц в Учреждение для прохождения спортивной подготовки, отчислении лиц, проходящих спортивную подготовку, фактической численности занимающихся в Учреждении, Планов комплектования и т.п.).
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен: в Законодательное собрание, Губернатору Санкт-Петербурга и курирующему вице-губернатору Санкт-Петербурга, прокурору Санкт-Петербурга, в Комитет финансов Санкт-Петербурга, в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу, а также объектам контрольного мероприятия – в Комитет и Учреждение для принятия мер по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия, и по их недопущению впредь.
Кроме того, в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области направлена выписка из отчета по отдельным выявленным нарушениям – в части не нашедших своего подтверждения фактов получения в декабре 2019 года работниками Учреждения – тренерами премий наличными денежными средствами (в сумме не менее 2 485 тыс. рублей) за подготовку высококвалифицированных спортсменов-футболистов, а также получения наличных денежных средств на питание во время проведения спортивных соревнований занимающимся Учреждения (не менее 11 532 тыс. рублей).
Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга рекомендовано Комитету разработать и утвердить соответствующие нормативные правовые акты в рамках своих полномочий, Учреждению – разработать и утвердить соответствующие документы, регулирующие деятельность по спортивной подготовке в Учреждении, в рамках своих полномочий.
Аудитор палаты Е.А.Бушев