НО «Фонд - региональный оператор капитального ремонта в многоквартирных домах" и Жилищный комитет
Информация о результатах контрольного мероприятия «Выборочная проверка законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, предоставленных в форме субсидий Жилищным комитетом некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», контроль за реализацией региональных проектов в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года»
Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе контрольного мероприятия «Выборочная проверка законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, предоставленных в форме субсидий Жилищным комитетом некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», контроль за реализацией региональных проектов в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года» установлены следующие факты нарушений, допущенных:
- Жилищным комитетом, а именно:
1) нарушение порядка планирования бюджетных ассигнований, установленного пп. 4 п. 1 ст. 158 БК РФ, и методики, устанавливаемой соответствующим финансовым органом, в части завышения необходимой потребности бюджетных средств, в результате включения в Краткосрочные планы капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирных домах (далее - МКД) в Санкт-Петербурге на 2018 и 2019 годы 2 МКД, которые, в соответствии с информацией, представленной Фондом в адрес Комитета в конце 2017 года, подлежали расселению на основании распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 07.05.2003 № 990-ра «О строительстве первой очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия», и 1 МКД, который фактически не являлся многоквартирным домом;
2) ненадлежащее планирование необходимых объемов субсидии в общей сумме 165 620,9 тыс. рублей, предоставляемой Комитетом Фонду в виде имущественного взноса Санкт-Петербурга для осуществления его уставной деятельности, в результате чего ежегодно уточнялась дополнительная потребность Фонда которая была обеспечена за счет перемещения средств, предусмотренных Комитету на финансирование выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в Санкт-Петербурге, включенных в региональную программу капитального ремонта, в результате невыполнения ряда работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, предусмотренных первоначальными Краткосрочными планами капитального ремонта на 2018-2019 годы;
3) заключены дополнительные соглашения к Соглашениям о предоставлении субсидий Фонду, заключенным в начале года, на объекты по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, ремонту лифтовых шахт, обязательства по которым были выполнены в полном объеме на момент заключения указанных дополнительных соглашений, в части изменения объемов процентного соотношения финансирования указанных работ, а именно, увеличения доли софинансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренной постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, измененной в конце текущего года (26.11.2018 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2018 № 908 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2018 № 42» с 60 % до 88 %, 05.12.2019 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.12.2019 № 874 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2018 № 981» с 50 % до 95 %, соответственно).
В результате, была увеличена нагрузка на бюджет Санкт-Петербурга в общей сумме 2 406 561,3 тыс. рублей, и остатки средств субсидий, подлежащие возврату в бюджет Санкт-Петербурга в связи с невыполнением работ, предусмотренных первоначальными Краткосрочными планами, Комитетом возвращены не были. Таким образом, исполнение Комитетом бюджета в 2018-2019 годах по целевой статье 0920083100 «Субсидия на финансирование выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в Санкт-Петербурге, включенных в региональную программу капитального ремонта» было обеспечено в результате выше указанных действий, которые имеют признаки нанесения ущерба бюджету Санкт-Петербурга;
4) нарушения при выполнении или невыполнение государственных задач и функций государственными органами и органами местного самоуправления, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175 «О Жилищном комитете», выразившиеся в не принятии мер по своевременной актуализации Региональной программы капитального ремонта общедомового имущества в МКД, в части не исключения, по состоянию на 23.12.2020, из Региональной программы 11 МКД, из которых: 3 МКД включены в перечень зданий, попадающих в полосу строительства и санитарно-защитную зону кольцевой автомобильной дороги в границах Санкт-Петербурга и подлежащих расселению за счет средств федерального бюджета, 4 дома не имеют статус многоквартирных домов; 1 дом имел статус общежития и снесен; 1 МКД признан аварийным и подлежащим сносу; 1 МКД демонтирован; 1 МКД находится в ветхом состоянии и непригоден для проживания.
- Некоммерческой организацией «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», а именно:
1) средства субсидий, предоставленных Комитетом на осуществление уставной деятельности Фонда, в ряде случаев расходовались необоснованно, что повлекло потери бюджета Санкт-Петербурга в общей сумме 221 358,8 тыс. рублей, а именно:
- на доплату к пособию по временной нетрудоспособности, до уровня средней заработной платы работника один раз в год за период, не превышающий 7 календарных дней, независимо от причины нетрудоспособности работника, в общей сумме 655,4 тыс. рублей, что предусмотрено Коллективным договором Фонда в нарушение положений пп. 1) п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в соответствии с которым пособие по временной нетрудоспособности работодателем выплачивается за первые 3 дня временной нетрудоспособности, за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС РФ;
- на выплаты премий работникам за достижение ими ключевых показателей эффективности их деятельности в общей сумме 220 493,4 тыс. рублей, при этом в Положении Фонда «Об оценке персонала по ключевым показателям эффективности», утвержденном Приказом от 31.08.2016 № 666, отсутствуют критерии показателей для оценки эффективности, на основании которых Фондом должна была производиться оценка деятельности работников Фонда;
- на оплату парковочного места в общей сумме 210 тыс. рублей, расположенного вне территории фактического места нахождения Фонда, что повлекло расходование субсидий не на цели их выделения;
2) допущены неправомерные расходы в общей сумме 39 164,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств субсидий, предоставленных Комитетом, - в сумме 26 782 тыс. рублей, а также неправомерное расходование средств Фонда капитального ремонта (взносов собственников на капитальный ремонт) в общей сумме 12 382,4 тыс. рублей, направленные на оплату работ по капитальному ремонту фасада, крыши и ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения в МКД (Санкт-Петербург, Рабфаковская ул., д 3, корп. 1, лит. С; Санкт-Петербург, Запорожская ул., д. 11, лит. Х), которые в соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 07.05.2003 № 990-ра «О строительстве первой очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия» подлежат расселению, и по которым практически отсутствуют поступления по начисленным взносам на капитальный ремонт (которые оставили менее 1 % от общего объема начислений), в связи с тем, что между Фондом и собственниками помещений (юридическими лицами) не заключены договоры на уплату взносов;
3) в нарушение условий соглашений, заключенных Комитетом с Фондом по типовой форме, утвержденной Комитетом финансов Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми установлен срок возврата неиспользованных средств субсидий, предоставленных на возмещение затрат на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, не позднее 16 декабря 2019 года, Фондом возврат средств субсидий в общей сумме 700 352,8 тыс. рублей был произведен 17.12.2019 или позже на 1 день;
4) Фондом средства, полученные от размещения денежных средств на счетах кредитных организаций в 2018-2019 годах, в общей сумме 120 164,1 тыс. рублей были направлены не на цели, предусмотренные п. 1 ст. 170 ЖК РФ, в соответствии с которым проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта. При этом Фондом указанные средства были направлены:
- на премирование работников по итогам работы за 2018 год - в сумме 27 700 тыс. рублей;
- на возврат субсидий, предоставленных на капитальный ремонт, по требованиям Контрольно-ревизионного отдела Комитета (оплаченных за фактически невыполненные работы) - в сумме 20 635,1 тыс. рублей, которые подлежали возврату в бюджет подрядными организациями;
- на оплату неустоек - в сумме 19 354,2 тыс. рублей по решениям суда (в основном, за пользование чужими средствами в результате нарушения сроков оплаты выполненных работ в рамках заключенных договоров);
- на списание безнадежных долгов - в сумме 4 024,1 тыс. рублей (возврат в Комитет задолженности подрядных организаций, в связи с их ликвидацией);
- на возврат субсидий, предоставленных на капитальный ремонт, в Комитет за ранее выплаченные авансы подрядным организациям, но не закрытых на конец отчетного периода, - в сумме 34 997,4 тыс. рублей;
- на оплату услуг связи - в сумме 157,8 тыс. рублей;
- на возмещение ущерба собственникам - в сумме 13 295,5 тыс. рублей.
В результате чего, в 2018-2019 годах Фондом допущено нецелевое расходование средств фонда капитального ремонта в общей сумме 120 164,1 тыс. рублей и уменьшен объем средств, подлежащих направлению на финансирование работ по капитальному ремонту общедомового имущества в МКД.
Отмечено, что в проверяемый период за счет доходов, полученных от размещения средств Фонда в кредитных организациях в 2018-2019 годах, в общей сумме 110 145,6 тыс. рублей, на финансирование работ по капитальному ремонту общедомового имущества в МКД было направлено 8 098,9 тыс. рублей, что составило 7,3 %.
При осуществлении Фондом государственных закупок допущены нарушения в общей сумме 77 612,1 тыс. рублей (в том числе за счет средств субсидий - в сумме 65 747,7 тыс. рублей), а именно:
1) нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены договоров (абз. 5 п. 78(1) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615) на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, в том числе в части ее завышения в общей сумме 39 066,1 тыс. рублей (в том числе за счет средств субсидий - в сумме 29 427,6 тыс. рублей), в результате:
- неправомерного включения в локальный сметный расчет резерва средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2 % от общей стоимости работ в отсутствие проектной документации, в общей сумме 17 708,4 тыс. рублей (в том числе за счет средств субсидий - в сумме 8 168,9 тыс. рублей), что не соответствует положениям п. 4.96. Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, письму Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 28.02.2011 №11/2664.
Следует отметить, что в соответствии с п. 222 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615), цена договора на проведение капитального ремонта могла быть увеличена при необходимости по соглашению сторон в ходе его исполнения (но не более чем на 15 % в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ).
В результате приемки и оплаты Фондом работ по капитальному ремонту общего имущества МКД по завышенной сметной стоимости, подрядным организациям были возмещены расходы за счет средств субсидий на проведение ремонтных работ в завышенных объемах в общей сумме 6 675,6 тыс. рублей, что повлекло потери бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме;
- неправомерного включения в локальные сметные расчеты оплаты услуг (работ) по погрузке и перевозке возвратных материалов (металлолома) в общей сумме 456,6 тыс. рублей (в том числе за счет средств субсидий - в сумме 357,6 тыс. рублей), что не соответствует положениям п. 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, устанавливающего, что стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
В результате, подрядным организациям были возмещены расходы за счет средств субсидий на проведение ремонтных работ по завышенной сметной стоимости в общей сумме 357,6 тыс. рублей, что повлекло потери бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме и имеет признаки нанесения ущерба бюджету Санкт-Петербурга;
- определения стоимости услуг аренды автотранспортных средств, из расчета 7 дневной рабочей недели и продолжительностью рабочего дня от 14 до 16 часов для 6 автомобилей, закрепленных за генеральным директором Фонда, заместителями генерального директора, советником генерального директора, в нарушение требований ст. 99 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год и работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника. В результате Фондом были заключены договоры на оказание услуг по аренде автотранспортных средств с водителями в 2018-2019 годах по завышенной стоимости в общей сумме 7 307,5 тыс. рублей, приемка и оплата которых повлекла потери бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме;
- определения стоимости работ на оказание услуг по уборке помещений Фонда в 2021-2022 годах с применением индекса потребительских цен к стоимости работ, определенной на 2020 год, в размере 1,05, вместо 1,04, который установлен методическими указаниями по формированию и представлению предложений главных распорядителей бюджетных средств по распределению базовых объемов бюджетных ассигнований и планированию расходов к проекту бюджета Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (письмо Комитета финансов
Санкт-Петербурга от 04.06.2019 № 01-02-1915/19-0-0), в результате чего начальная максимальная цена договора была завышена в общей сумме 131,3 тыс. рублей.
Приемка и оплата услуг в 2021 и 2022 годах по завышенной стоимости повлечет потери бюджета Санкт-Петербурга в общей сумме 131,3 тыс. рублей;
- определения начальной (максимальной) цены контракта (договора) без учета Методических рекомендаций Минэкономразвития по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567, в 2019 году в части составления запросов поставщикам для определения общей стоимости услуг по предмету договора в целом одной суммой, без расчета цены за единицу товара, работ, услуг, входящих в него;
- нарушения ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пп. 1(1) п. 2 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427, в части не проведения экспертизы о достоверности сметной стоимости, на работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, определенной Фондом в общей сумме 5 878 588 тыс. рублей (в том числе за счет средств субсидии - в сумме 4 492 004,3 тыс. рублей.
Отсутствие положительного заключения экспертизы о достоверности сметной стоимости, на работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства не позволяет оценить обоснованность стоимости перечисленных выше ремонтных работ, определенной Фондом;
2) Фондом осуществлена приемка и оплата в 2019 году работ, несоответствующих условиям контракта, в общей сумме 4 451,8 тыс. рублей (в том числе за счет средств субсидий в общей сумме 2 225,9 тыс. рублей), в нарушение требований, установленных гл. 22 ГК РФ, в результате оплаты фактически невыполненных работ;
3) заключение Фондом в 2018 и 2019 годах дополнительных соглашений к договорам на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД (капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и ремонту или замене лифтового оборудования, ремонту лифтовых шахт), по которым уже были приняты и оплачены работы. При этом Дополнительными соглашениями было предусмотрено изменение объемов софинансирования работ, в части увеличения доли финансирования указанных работ за счет средств субсидий, предоставленных Комитетом, в общей сумме 2 406 561,3 тыс. рублей, в связи с тем, что в конце каждого года вносились изменения в Порядки предоставления субсидий, утвержденные постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2018 № 42 и от 24.12.2018 № 981 (действия которых распространялись на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу указанных постановлений Правительства), которые определяли, в том числе, долю софинансирования за счет средств субсидий на финансовое обеспечение затрат на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД (в процентном соотношении от общей стоимости работ) и привело к увеличению остатков средств Фонда (взносов собственников помещений на капитальный ремонт), что было отражено только в бухгалтерских проводках;
4) Фондом в 2018 году произведены необоснованные выплаты за счет субсидии, предоставленной Комитетом, - в сумме 34 094,2 тыс. рублей в результате изменения существенного условия договора на оказание услуг по аренде автотранспортных средств с водителями, с нарушением требований, установленных законодательством, а именно, ст. 432 ГК РФ, ст. ст. 34, 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, запрещающих вносить изменения в существенные условия договора при его исполнении, в части изменения срока действия договора, установленного до 31.01.2018 и в отсутствие в условиях договора возможности его пролонгации, Фондом дополнительными соглашениями к договору продлевался срок его действия до конца 2018 года, что повлекло несоответствие договора требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколу закупки, заявкам участников закупки;
5) ненадлежащее исполнение Фондом функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общедомового имущества в МКД, предусмотренной пп. 3) п. 2.2. Устава, в части ненадлежащей подготовки документов для проведения электронных аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества в МКД, в результате чего в 2019-2020 годах были расторгнуты 3 договора общей стоимостью 79 064 тыс. рублей по соглашению сторон без взаимных претензий. Работы подрядными организациями не выполнялись, а соглашения о расторжении заключались после истечения сроков действия следующих договоров.
В соответствии с п. 13.5 договоров «Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до момента исполнения сторонами своих обязательств, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика». Таким моментом является надлежащее исполнение обязательства, в результате которого сторона получает то, на что рассчитывала при заключении договора.
Указанные договоры расторгнуты на основании п. 11.2 договоров по соглашению сторон, без указания причин и предъявления претензий. По информации, представленной Фондом, договоры расторгнуты в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, и как следствие, увеличением стоимости строительно-монтажных работ. Таким образом, указанные договоры расторгнуты по вине Заказчика.
В результате ненадлежащего исполнения Фондом полномочий, предусмотренных Уставом, не обеспечено своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, что является основной целью создания Фонда;
6) неправомерный отказ Фонда от заключения договора с ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» в 2020 году в связи с его исключением Комиссией Жилищного комитета из Реестра квалифицированных подрядных организаций (далее - РКПО, протокол комиссии от 19.02.2020 № 7/ИСКЛ-2020) вследствие истечения периода, на который подрядная организация была включена в РКПО. При этом Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, не установлено требование о необходимости действия срока нахождения в РКПО организации, победившей по результатам проведенного электронного аукциона, на весь период выполнения работ, предусмотренный условиями договора, таким образом, у Фонда отсутствовали основания для отказа заключения договора с ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района».
Отказ Фонда в заключении договора повлек необходимость проведения повторных аукционов;
7) нарушение Фондом требований п. 184 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, выразившееся в не размещении на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования, который подлежал размещению на официальном сайте в течение следующего рабочего дня после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона;
8) нарушение Фондом в 2020 году при допуске (отказе в допуске) участников закупки, отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или при отказе от заключения договора (ч. 7 ст. 69 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), в части неправомерного признания заявки АНО ДПО Многопрофильный центр «Феникс» несоответствующей требованиям документации об аукционе в связи с тем, что в техническом задании заказчика, указано, что услуги должны быть оказаны Исполнителем на территории Санкт-Петербурга по месту нахождения образовательного учреждения, находящегося не далее 5 километров от расположения Заказчика, а в заявке АНО ДПО Многопрофильный центр «Феникс» место нахождения Участника указано: г. Челябинск, ул. Ленина, дом 81, нежилое пом. 189. В представленной Участником лицензии на осуществление образовательной деятельности данный адрес указан как адрес расположения юридического лица или его филиала.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 ст. 66 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, не допускается.
В составе второй части заявки АНО ДПО Многопрофильный центр «Феникс» содержится лицензия на осуществление образовательной деятельности № 14401 от 21.02.2019, что соответствует требованиям документации об аукционе.
Из содержания части II документации об аукционе следует, что Фондом установлено условие, согласно которому услуги должны быть оказаны Исполнителем на территории Санкт-Петербурга по месту нахождения образовательного учреждения, находящегося не далее 5 километров от расположения Заказчика, указанного в пункте 3 Технического задания.
Место нахождения участника закупки по адресу, указанному, в том числе, и в представленной участником лицензии, не препятствует участнику закупки оказывать образовательные услуги по иному адресу, в том числе, по адресу места нахождения Фонда. Следовательно, содержание второй части заявки учреждения удовлетворяет требованиям документации об аукционе, и содержит копию действующей лицензии на право оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, у аукционной комиссии отсутствовали достаточные основания для признания заявки АНО ДПО Многопрофильный центр «Феникс» не соответствующей требованиям документации, что подтверждено решением Комиссии УФАС России по контролю в сфере закупок от 27.02.2020 № 44-1161/20.
Кроме того, включение в аукционную документацию Фондом требования к объекту закупки - «Услуги должны быть оказаны Исполнителем на территории Санкт-Петербурга по месту нахождения образовательного учреждения, находящегося не далее 5 километров от расположения Заказчика», приводит к ограничению конкуренции, так как требования к объекту закупки должны быть объективно обоснованы и не должны ограничивать круг участников закупки.
Так, ч. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлена обязанность обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защиты конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Включение Фондом в аукционную документацию указанных выше условий имеет признаки коррупционных действий.
Фондом допущены неэффективные расходы средств субсидий, предоставленных ему Комитетом в общей сумме 239 528,1 тыс. рублей на осуществление деятельности, в результате:
1) заключения Договора аренды от 14.04.2014 № 14/04/14 с ООО «Тобольская 6» на нежилые помещения, используемые под уставную деятельность Фонда, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Тобольская ул., д. 6, лит. А, без проведения конкурсных процедур, на общую сумму 200 011,6 тыс. рублей.
В соответствии с договором и дополнительными соглашениями к нему, стоимость 1 кв. м. аренды в проверяемый период составляла 1 143,8 рублей. При этом в настоящее время средняя цена аренды идентичных помещений по Санкт-Петербургу составляет от 650 до 900 рублей за 1 кв. м, в том числе в центральных районах города.
С учетом стоимости аренды, определенной по результатам мониторинга рыночных предложений в сети «Интернет», завышение арендной платы составило не менее 42 631,3 тыс. рублей. Оплата аренды помещений по завышенной стоимости повлекла потери бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме и имеет признаки коррупционных действий.
Поскольку договоры аренды нежилых помещений заключаются в интересах Санкт-Петербурга, и финансирование указанных услуг осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, являются предметом регулирования Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, принятие которого обусловлено целью повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ,