Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе
Результаты проверки ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе»
Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе проведения контрольного мероприятия «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности, законности использования собственности Санкт-Петербурга Государственным бюджетным учреждением «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе» и Комитета по здравоохранению в части соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного государственного учреждения за 2019-2020 годы и истекший период 2021 года» установлено следующее:
1. Комитетом по здравоохранению допущены следующие нарушения:
1.1. Нарушение Комитетом порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями:
1.1.1. Необоснованно утверждены нормативные затраты и объем субсидии на финансовое обеспечение государственного задания Институту по целевой статье 0120010250 «Субсидии бюджетным учреждениям - больницам, клиникам на финансовое обеспечение выполнения государственного задания». Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания по указанной целевой статье определен с превышением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), что привело к причинению ущерба бюджету Санкт-Петербурга.
1.1.2. Комитетом не было принято решение по возврату в бюджет Санкт-Петербурга субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с невыполнением объемных показателей по государственной услуге «Обеспечение лечебным питанием. Стационар. Дневной стационар», отраженных в утвержденном Комитетом Отчете по выполнению государственного задания за 2020 год, что привело к причинению ущерба бюджету Санкт-Петербурга.
1.2. Неосуществление бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, поскольку государственные задания формировались и утверждались Комитетом с нарушением Порядка формирования государственного задания и его финансового обеспечения.
1.3. Нарушение Комитетом порядка определения объема и условий предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, что привело к выделению субсидии выше потребности, заявленной Учреждением, и к ущербу бюджету Санкт-Петербурга в указанной сумме.
1.4. В результате превышения должностных полномочий сотрудниками Комитета в части указания на необходимость заключения контракта на закупку лабораторных наборов для Института и еще 81 медицинского учреждения, Институтом нарушено законодательство о контрактной системе в части осуществления закупки с элементами централизованной закупки в отсутствие полномочий на ее проведение, что привело к неправомерному использованию средств субсидии на иные цели.
1.5. Комитетом не обеспечено соблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, поскольку выделение Комитетом дополнительных средств субсидии на иные цели в конце финансового года (22.12.2020) привело к невозможности заключения контракта и выполнения работ подрядной организацией до конца года.
2. ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе» допущены следующие нарушения:
2.1. Расходование бюджетным учреждением средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного задания, что имеет признаки причинения ущерба бюджету Санкт-Петербурга, а именно:
- на приобретение бумаги для копировально-множительной техники в количестве, значительно превышающем потребность для выполнения государственного задания;
- на приобретение редуктора для пассажирского лифта, тогда как в Расчете нормативов финансовых затрат на выполнение государственной услуги «Осуществление научных исследований и разработок» на 2020 год и прилагаемом к нему расчете затрат на обеспечение материальными ресурсами потребность в приобретении редуктора для пассажирского лифта отсутствует;
- на ремонт медицинского оборудования, которое использовалось всеми отделениями Института, оказывающими медицинскую помощь, в том числе в рамках ОМС;
- на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий, переданных для лечения пациентов в отделения Института, финансирование которых осуществляется за счет средств ОМС;
- на организацию лечебного питания при оказании медицинской помощи иностранным гражданам и гражданам, не идентифицированным и не застрахованным в системе ОМС, финансирование которых осуществлялось за счет средств субсидии на иные цели.
1.2. Расходование бюджетными и автономными учреждениями средств субсидии на иные цели не в соответствии с целями ее предоставления:
- на оплату коммунальных услуг и бензина, не предусмотренных Соглашениями по СИЦ и сметами расходов;
- на приобретение ультразвукового аппарата для отделений рентгенохирургических методов диагностики и лечения и сердечно-сосудистой хирургии вместо аппарата для проведения оксигенотерапии раневых дефектов;
- на оплату расходов, не предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии на иные цели (по ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования, на поставку коммутаторов, канальной сплит-системы, на выполнение работ на системе водоочистки).
1.3. Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями:
Учреждением сведения о том, что в 2019-2021 годах пациентам дневного стационара соматопсихиатрического отделения лечебное питание не предоставлялось, не направлялись в Комитет. Вместо этого Институтом предоставлялась заведомо недостоверная информация по количеству питающихся в дневном стационаре. В результате, в Отчетах о выполнении государственного задания за 2019 и 2020 годы по услуге «Организация лечебного питания. Дневной стационар» отражены недостоверные данные.
1.4. Оплата за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования медицинской помощи, не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, оказанной незастрахованному лицу и (или) не оказанной медицинской помощи, что привело к нецелевому использованию средств бюджета ТФОМС Санкт-Петербурга:
- Учреждением произведены расходы за счет средств бюджета ТФОМС Санкт-Петербурга на оплату лекарственных препаратов, переданных в соматопсихиатрическое отделение, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, что привело к нецелевому использованию средств бюджета ТФОМС;
- Институтом произведены расходы за счет средств бюджета ТФОМС на приобретение энтерального и парентерального питания для пациентов соматопсихиатрического отделения, финансирование которого осуществляется за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, что привело к нецелевому использованию средств бюджета ТФОМС.
1.5. Нарушение порядка и условий оплаты труда сотрудников государственных органов, государственных служащих, работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений:
- в Учреждении не осуществлены мероприятия по внедрению систем нормирования труда, что привело к завышению штатной численности отдельных структурных подразделений Учреждения и необоснованному планированию расходов на оплату труда;
- в результате включения в штатные расписания соматопсихиатрического отделения Института должностей, не предусмотренных Технологическими регламентами оказания государственных услуг или сверх утвержденных нормативов, Институт произвел избыточные расходы средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выплату заработной платы, что имеет признаки причинения ущерба бюджету Санкт-Петербурга;
- действовавшие в проверяемом периоде локальные акты Учреждения в части распределения фонда оплаты труда работникам Института, участвующим в оказании высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не соответствовали Методическим рекомендациям по дополнительной оплате труда за выполнение ВМП № 462-р (в редакции, действующей до 13.09.2019) и № 778-р, поскольку в нарушение установленного Комитетом механизма планирования и расходования средств часть средств, выделенных на оказание ВМП, направлялась Учреждением на дополнительные выплаты немедицинским работникам, что привело к излишним расходам средств бюджета Санкт-Петербурга и имеет признаки причинения ущерба бюджету Санкт-Петербурга;
- Учреждением в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера в связи с оказанием медицинской помощи гражданам с выявленной инфекцией COVID-19, не учтены указанные выплаты, что привело к образованию кредиторской задолженности Учреждения (заработная плата с начислениями, в том числе компенсации за нарушение сроков выплаты отпускных).
1.6. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью:
- нарушение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядка ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества;
- неправомерное предоставление в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог объектов государственного (муниципального) имущества, в том числе предоставление государственного (муниципального) имущества в пользование без оформления договорных отношений, с превышением полномочий;
- нарушение порядка закрепления и использования находящихся в государственной (муниципальной) собственности административных зданий, строений, нежилых помещений и движимого имущества в части использования медицинского оборудования не в соответствии с целями его приобретения.
1.7. Нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц:
- приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров);
- нарушение условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору);
- нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора);
- включение в документацию (извещение) о закупке требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции;
- внесение изменений в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством, что свидетельствует о некачественном планировании закупок и привело к привлечению в ходе реализации контрактов дополнительных средств бюджета Санкт-Петербурга и ТФОМС.
Начальник инспекции № 4 Н.М. Андреева