СПб ГУП "Ленинградский зоологический парк"
Информация о результатах контрольного мероприятия в СПБ ГУП «Ленинградский зоологический парк»
и Комитета по культуре Санкт-Петербурга за 2020-2021 годы и истекший период 2022 года
В ходе проведенного контрольного мероприятия установлены многочисленные нарушения осуществления деятельности в ГУП «Зоопарк», в том числе допущенные непосредственно ранее действующим директором Предприятия, что повлекло ущерб Предприятию, в том числе:
1. Бывшим директором Предприятия заключены и оплачены более 280 договоров ГПХ с 52 физическими лицами, как с работниками Предприятия, так и со сторонними лицами, договоры с индивидуальным предпринимателем на выполнение работ, дублирующих должностные обязанности работников Предприятия, в отсутствие обоснования необходимости выполнения данных работ, а также документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, в отсутствие документов, дающих право выполнения спецработ (на системах отопления, высотных работ и т.п.) и осуществление медицинской деятельности (по проведению медосмотров водителей и работников кафе).
Ранее действующим директором Предприятия в проверяемый период искусственно была создана ситуация, при которой выполнение обязанностей по многочисленным вакантным ставкам осуществлялось путем совмещения вакантных должностей работниками Предприятия одновременно по нескольким должностям, поскольку меры по замещению имеющихся вакантных должностей директором Предприятия не принимались (сведения о большинстве вакантных должностей нигде не размещались). В проверяемый период на Предприятии имелось от 77 до 163 вакансий в год, замещение которых осуществлялось отдельными работниками Предприятия одновременно в количестве 3-4 должностей наряду с основной должностью и, в основном, совмещались должности начальников других отделов или должности специалистов.
Так ранее действующим директором Предприятия при условии замещения главным технологом Предприятия дополнительно трех должностей заключены с ним многочисленные договоры ГПХ, а также договоры ГПХ с его сыновьями.
Кроме того, директором Предприятия заключены долгосрочные договоры (на 5-6 лет) с индивидуальным предпринимателем на выполнение работ по комплексному обслуживанию оргтехники, системы видеонаблюдения и др. оборудования, тогда как на Предприятии в должности специалиста по слаботочному оборудованию на постоянной основе работает его сын, а в бухгалтерии Предприятия – его жена. Кроме того сам индивидуальный предприниматель, как физическое лицо, с апреля 2020 года был принят на Предприятие на условиях внешнего совместительства на вторую ставку специалиста по слаботочному оборудованию, в должностные обязанности по которой входит в том числе обслуживание оборудования Предприятия.
2. Осуществление выплат бывшему директору Предприятия в отсутствие письменных распоряжений Комитета, а также оформленных приказов Предприятия; выплат не предусмотренных Положением об оплате труда ежемесячных персональных надбавок определенным работникам Предприятия; премий работнику в отсутствие результатов выполняемой работы и т.д.
3. Неподтвержденные расходы на оплату работ и использованных материалов по изготовлению светодиодных светильников (в количестве 367 шт.) по договорам ГПХ, заключенным с родственником главного технолога Предприятия (который впоследствии был принят на работу на Предприятие). В ходе проведенного контрольного мероприятия представители Предприятия, в том числе и указанное лицо, не смоги представить светильники, изготовленные в 2020-2022 годах в соответствии с условиями заключенных договоров.
На фото: представленные светильники, не соответствующие условиям договоров
На фото: разобранные светильники
4. За счет средств Предприятия оплачены:
- юридические услуги в целях увольнения работника Предприятия, судебных разбирательств по иску главного бухгалтера Предприятия, а также компенсационных выплат работнику, который был незаконно уволен бывшим директором Предприятия;
- консультационные услуги аудиторской компании ООО «Евро-консалт», результат которых не подтвержден;
- услуги по разработке Концепции приспособления для современного использования объектов, находящихся на территории Предприятия, которая в дальнейшем не может быть использована в деятельности Предприятия в связи с ее несоответствием требованиям законодательства;
- поставка товаров для исследований, результаты которых не представлены; услуги по разработке деклараций и технических условий на изготовление светильников, которые в ходе проведения проверки не представлены и др.
5. Предприятием списаны светодиоды в количестве 3 600 шт., приобретенные в 2020, 2021 годах, без документов, подтверждающих фактическое их использование. При этом данные светодиоды были закуплены у индивидуального предпринимателя неконкурентным способом у единственного поставщика, цена которых по расчетам комиссии Контрольно-счетной палаты завышена в несколько раз.
Также Предприятием в отсутствие подтверждающих документов о фактическом расходе списывалась соль морская для аквариумов.
6. Бывшим директором Предприятия предоставлялись работникам Предприятия служебные автомобили для использования в личных целях за плату, установленную приказом директора в размере 10-15 рублей за км.
7. Согласно авансовым отчетам, работниками Предприятия были приобретены рыбы аквариумные (неон, дискус и др.), улитки, краб камчатский и др. для оформления экспозиций, но которые согласно данным бухгалтерского учета были списаны как кормовые при отсутствии в рационах животных указанных рыб, улиток и крабов.
8. В ходе выборочной проверки условий содержания животных установлены следующие факты:
- несоответствие вольеров для содержания крупных хищников (львов, гепардов, пум) требованиям законодательства. При этом одна пума содержалась в помещении здания («буромедвежатнике»), в котором велся капитальный ремонт и производились шумные работы. Также выявлено несоответствие аквариума для размещения китайской исполинской саламандры, которая к тому же по данным бухгалтерского учета не числилась;
На фото: вольеры для крупных хищников
На фото: "Буромедвежатник"
На фото: ремонт "Буромедвежатника"
На фото: пума, которая не экспонировалась и содержалась в здании «Буромедвежатник», находящемся в ремонте
На фото: Краснокнижная китайская исполинская саламандра
- отсутствие достаточных теплых помещений для содержания птиц в зимний период, в результате чего на зимний период отдельных птиц размещают в клетках во вспомогательных помещениях здания Администрации и иных зданиях Предприятия и не экспонируются;
Здание зимнего птичника:
На фото: здание козлятника
- размещение животных (ящериц, хамелеонов, змей, черепах и др., в том числе которые являются краснокнижными), в маленьких аквариумах и акватеррариумах во вспомогательных помещениях и в проходах данных помещений здания «Террариум», где они не экспонируются;
- недостоверного учета животных, в частности хамелеонов, которые на основания актов падежа списывались группами (по 2-3 особи), а также выявлено фактическое отсутствие числящихся в зоологической коллекции Предприятия ряда видов рыб, тритонов, уток мандаринок, попугая жако, медуз и других животных, а также наличие неучтенных животных;
- неудовлетворительное состояние отдельных помещений для содержания животных, особенно вспомогательных помещений здания «Террариум», захламленность отдельных помещений, которые завалены использованным оборудованием и материалами вместо размещения в них клеток, аквариумов с животными. Захламленность помещений подвала здания «Террариум», в том числе с вентиляционными и отопительными системами. При этом было выявлено большое количество новых, неиспользованных в заводских упаковках различных комплектующих, которые по данным бухгалтерского учета не числились.
На фото: Кабинеты в здании Акватеррариума
На фото: хранение просроченной продукции и продукции без маркировки даты ее изготовления для кормления животных в цокольном этаже здания Акватеррариум
На фото: списанные неиспользованные светодиоды и комплектующие в подвале здания Акватеррариум
При этом ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга Предприятию в целях возмещения затрат по содержанию и экспонированию коллекции фауны предоставляются субсидии, которые, в основном, были направлены на компенсацию расходов на заработную плату и коммунальные платежи.
Кроме того, при получении субсидий из бюджета бывшим директором Предприятия было принято решение о размещении средств Предприятия на банковских депозитах. В проверяемом периоде Предприятием заключены 30 договоров банковского депозита (12 из которых обладают признаками крупных сделок, в отсутствие согласования с Комитетом). В отдельных периодах на депозитных счетах одновременно находилось от 20 до 147 млн. рублей.
Также установлены иные нарушения, в том числе многочисленные нарушения по ведению бухгалтерского учета, списанию материалов, учету животных, отсутствие должностных инструкций, положений об отделах, локальных актов, регламентирующих особенности деятельности Предприятия, недостоверности отчетов о деятельности Предприятия, направленные в адрес Комитета по культуре, в том числе о видах и количестве животных, находящихся в коллекции Предприятия; дробление закупок на выполнение ремонтных работ в одном и том же здании и заключении договоров неконкурентными способами с одними и теми же подрядчиками и т.д.
По результатам контрольного мероприятия Предприятием и Комитетом по культуре составлены Планы по устранению выявленных нарушений, отраженных в Отчете Контрольно-счетной палаты. Исполнение Планов находится на контроле Контрольно-счетной палаты.
В соответствии с положениями Соглашения о взаимодействии между Прокуратурой Санкт-Петербурга и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в целях формирования точного размера ущерба и нарушений, нанесенного бюджету Санкт-Петербурга, материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Санкт-Петербурга.