Ru
Язык: Ru Eng

Проверка законности и эффективности использования средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках реализации мероприятий национального проекта «Культура»

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела проверку законности и эффективности использования средств городского бюджета в рамках реализации мероприятий национального проекта «Культура» за 2021-2023 годы. Контрольное мероприятие состоялось в соответствии с пунктом 6.16 Плана работы КСП на 2023 год. Непосредственно на объектах комиссия КСП работала с 4 июля по 15 ноября. В рамках проверки была дана оценка деятельности Комитета по культуре и 42 государственных учреждений, участвующих в реализации нацпроекта и получающих субсидии (21 учреждения культуры, подведомственных Комитету по культуре и 21 учреждения, подведомственных 7 районным администрациям).

В целях реализации нацпроекта «Культура» в Санкт-Петербурге с 2019 года реализуются 3 региональных проекта в сфере культуры: «Культурная среда в Санкт-Петербурге», «Цифровая культура в Санкт-Петербурге» и «Творческие люди Санкт-Петербурга».

Комиссией КСП установлено, что показатели и результаты Региональных проектов соответствуют федеральным проектам и соглашениям, заключенным с Минкультуры России на предоставление субсидий из федерального бюджета. Показателями Регионального проекта «Культурная среда в Санкт–Петербурге» являются количество организаций культуры Санкт-Петербурга, получивших музыкальные инструменты, современное оборудование и учебные материалы, и количество реконструированных и (или) капитально отремонтированных детских школ искусств. Данные показатели в проверяемый период достигнуты в полном объеме.

Показателем Регионального проекта «Цифровая культура в Санкт-Петербурге» является количество созданных виртуальных концертных залов на площадках организаций культуры для трансляции знаковых культурных мероприятий. Данный показатель достигнут.

Вместе с тем в ходе проведенного контрольного мероприятия установлено, что учреждениями культуры при использовании бюджетных средств допущено более 284 нарушений действующего бюджетного законодательства. Так, учреждениями культуры допущены нарушения ведения бухгалтерского учета и в сфере распоряжения имуществом (в том числе не обеспечена сохранность приобретенного оборудования -интерактивной панели, которая не подлежит восстановлению и ремонту).

Комитетом по культуре и администрациями районов допущены не менее 10 нарушений в части ненадлежащего осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, что выразилось в предоставлении подведомственным учреждениям культуры субсидий без обеспечения обоснования бюджетных ассигнований и соблюдения получателями условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Кроме того, Комитетом по культуре в целях реализации Регионального проекта «Цифровая культура в Санкт-Петербурге» сформирована заявка на предоставление трансферта из федерального бюджета на создание виртуального концертного зала в одном из бюджетных учреждений города исходя из вместимости зала в количестве 170 мест, тогда как фактически учреждением оборудован зал не более чем на 70 мест, что повлекло завышение суммы предоставленной в 2022 году субсидии.

Контрольно-счетной палатой выявлены иные нарушения, в частности, нецелевое использование субсидий. Например, одним из учреждений была приобретена мебель и компьютерная техника, которая используется административно-управленческим персоналом, хотя должна быть установлена в учебных аудиториях, библиотеках или залах. Еще одно учреждение приобрело оборудование и светодиодный экран, которые не связаны с созданием виртуального концертного зала, а используются в рамках выставочной и фестивальной деятельности, что не соответствует цели предоставления субсидии.

Комиссия КСП установила отдельные факты неэффективного использования учреждениями субсидии на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и учебной литературы, которые на момент проведения проверки не использовались учреждениями при осуществлении своей деятельности более 1,5-2 лет с даты поставки (находились в складских помещениях, часть из которых была в заводских упаковках), и на приобретение материалов, не использованных при проведении ремонта.

Многочисленные нарушения выявлены при осуществлении государственных закупок. В частности, учреждениями допущены нарушения при обосновании начальной (максимальной) цены контрактов (далее - НМЦК). Так, обоснование НМЦК осуществлялось учреждениями без учета предельных цен, установленных на оборудование; на основании коммерческих предложений потенциальных поставщиков, которые не имели опыта поставки товаров, сопоставимых с предметами закупок учреждений, информация о деятельности которых отсутствует в свободном доступе, для которых деятельность, связанная с предметом закупки, не является профильной; коммерческих предложений, содержащих завышенную стоимость относительно рыночных цен товаров или коммерческих предложений, которые не содержали характеристики инструментов и оборудования, предлагаемых к поставке.

В ряде случаев была выполнена приемка музыкальных инструментов, оборудования, а также работ по капитальному ремонту помещений, которые не соответствовали условиям контрактов, что повлекло избыточные расходы.

Среди других нарушений в сфере закупочной деятельности комиссия КСП отметила несоблюдение условий формирования закупок музыкальных инструментов, закупки компьютерного оборудования без согласования с Комитетом по информатизации и связи, нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); несвоевременное размещение на официальном сайте информации об исполнении контрактов, отсутствие экспертизы результатов контрактов и др. Также в ходе проведенного контрольного мероприятия установлено, что одно из учреждений заключало все контракты в рамках реализации мероприятий Национального проекта «Культура» с двумя взаимосвязанными лицами. Кроме того, установлено, что отдельными учреждениями культуры заключены контракты на поставку музыкальных инструментов в основном иностранного производства (КНР, США, Японии, Германии, Тайваня, Чехии, Испании, Франции) при наличии на конкурентном рынке аналогичных музыкальных инструментов российского производства.

Комиссия Контрольно-счетной палаты выявила ряд нарушений в сфере управления и распоряжения государственной собственностью. Например, в проверяемый период бюджетными учреждениями без согласия КИО передавались в безвозмездное пользование и на платной основе во временное пользование обучающимся учреждений в прокат музыкальные инструменты, в том числе дорогостоящие (стоимостью более 100 тыс. рублей), приобретенные за счет субсидии на реализацию Национального проекта «Культура».

В соответствии с положениями Соглашения о взаимодействии между Прокуратурой Санкт-Петербурга и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в целях установления точного размера ущерба, нанесенного бюджету Санкт-Петербурга в результате нарушений в ходе реализации нацпроекта «Культура», материалы контрольного мероприятия и отчет о его результатах направлены в Прокуратуру Санкт-Петербурга.