Ru
Язык: Ru Eng

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта

Информация о результатах контрольного мероприятия «Контроль устранения нарушений и недостатков в отношении Комитета по транспорту, Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта, выявленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе проведения контрольных мероприятий»

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга осуществила проверку устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущего контрольного мероприятия в Комитете по транспорту и СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Контрольное мероприятие проведено в соответствии с пунктом 11.1 плана работы Палаты на 2024 год.


Комиссия установила, что из 45 пунктов Плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных КСП в 2021 году, Предприятием реализовано 43, по двум пунктам Плана в отношении имущественных вопросов сроки реализации продлены Пассажиравтотрансом и Комитетом по согласованию с профильным вице-губернатором. 


Вместе с тем Контрольно-счетной палатой вновь выявлено 80 нарушений и замечаний, аналогичных тем, которые отражены в отчете 2021 года. 


В частности, имеются признаки причинения ущерба бюджету Санкт-Петербурга в результате завышения цены контрактов на поставку в 2022 году 207 единиц автобусов. Выявлены признаки причинения ущерба СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в результате приобретения товаров, работ, услуг по завышенным ценам; избыточных расходов на осуществление неправомерной музейной деятельности, уплату штрафных санкций и компенсацию морального и материального ущерба, оплату ремонта котельной на производственной площадке, не вовлеченной в хозяйственный оборот Предприятия и в ряде иных обстоятельств. Установлены отдельные случаи неэффективного расходования средств Предприятия. 


Выявлены факты необоснованного получения средств субсидии на осуществление перевозок пассажиров и багажа в результате включения в планы финансово-хозяйственной деятельности и отчеты об их исполнении недостоверных данных о расходах, не связанных с пассажирскими перевозками.


В результате использования арендуемого Предприятием земельного участка и расположенных на нем зданий и сооружений (г. Пушкин, Гусарская ул., д. 16) не для размещения собственного автобусного парка Предприятия, как это предусмотрено условиями договора аренды, а для предоставления в субаренду сторонней организации (причем являющейся к тому же самым крупным частным перевозчиком в Санкт-Петербурге, то есть прямому конкуренту Предприятия на рынке перевозки пассажиров на контрактной основе), доходы от которой в результате поступили в распоряжение Предприятия и были израсходованы по усмотрению его руководства, в том числе на выплату премий, а не в бюджет Санкт-Петербурга (что было бы возможно при условии изъятия полностью неиспользуемого в деятельности Предприятия имущественного комплекса с последующей сдачей его в аренду фактически занимающей его организации).


Комиссия КСП выявила завышение стоимости услуг лизинга автобусов за счет включения в цену договора расходов на обеспечение заявки и на обеспечение исполнения договора, не предусмотренных договором лизинга, что влечет риски избыточных расходов Предприятия. Без учета стоимости самих автобусов цена «услуг лизинга» за 7 лет составляет сумму, сопоставимую со стоимостью 140 автобусов при условии их приобретения напрямую у производителя.


Установлены случаи недополучения Предприятием доходов в результате предоставления в безвозмездное пользование третьим лицам недвижимого имущества (помещений) для организации питания работников Предприятия.


В результате оплаты Предприятием проектной документации на реконструкцию административно-бытового корпуса автобусного парка № 1, в соответствии с которой сметная стоимость реконструкции завышена, в том числе, за счет включения Предприятием в задание на проектирование мероприятий по размещению и оборудованию музея (с учетом недопустимости осуществления Предприятием музейной деятельности в соответствии с действующим законодательством, в то время как согласно сметной документации к контракту только стоимость декоративной лепнины в помещениях музея сопоставима со стоимостью легкового автомобиля), а также иных мероприятий, непосредственно не связанных с обеспечением транспортной работы, имеются риски нецелевого расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, поскольку непосредственно сами работы по реконструкции должны осуществляться в рамках Адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.


Комиссия КСП выявила риски нецелевого и избыточного расходования средств бюджета Санкт-Петербурга в результате оплаты проектной документации на строительство нового автобусного парка в производственной зоне «Ржевка», в рамках которой сметная стоимость реконструкции завышена. Завышение, в частности, произошло за счет включения в проект разделов, предусматривающих приобретение оборудования, не связанного с обеспечением транспортной работы, например, устройство тренажерного зала общей площадью 303,3 кв. м со спортивным оборудованием и инвентарем.


Кроме того, в рамках исполнения государственных контрактов на поставку в 2022-2023 годах автобусов для нужд Предприятия реализация обязательств поставщиков по привлечению субподрядчиков из числа СМП (в объеме 25 % от цены контрактов) осуществлена лишь формально – путем привлечения аффилированных компаний.


Также Предприятием допущены и иные нарушения, в частности:

- распоряжение государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение, не в соответствии с его целевым назначением, определенным собственником имущества (то есть Санкт-Петербургом в лице КИО);

- неправомерное предоставление государственного имущества в пользование без оформления договорных отношений, сопряженное с превышением полномочий;

- несоблюдение требований (порядка) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества;

- совершение безвозмездных сделок по распоряжению имуществом в отсутствие согласия собственника имущества в лице КИО;

- приемка и оплата фактически не оказанных услуг по монтажу и пуско-наладке терминалов автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров;

- неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- нарушение требований, предъявляемых к регистру бухгалтерского учета;

- нарушение требований, предъявляемых к организации и осуществлению внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни экономического субъекта;

- нарушение порядка строительства и реконструкции объектов капитального строительства и ввода объектов в эксплуатацию;

- не соблюдение требования об обязательном проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы), проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства в рамках 21 договора;

- также, как уже было установлено в результате проведения проверки в 2021 году, – вновь недостижение утвержденных показателей эффективности деятельности Предприятия;

- необеспечение исполнения Адресной инвестиционной программы, реализуемой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (вступившими в законную силу судебными актами установлены неоднократные факты необоснованного уклонения Предприятия от приемки работ, недопуска подрядчиков к выполнению работ, а также требования выполнения работ, не предусмотренных условиями контрактов (договоров), что влечет избыточные расходы в виде компенсации убытков подрядчикам, оплаты судебных издержек, удорожание стоимости работ за счет применения индекса-дефлятора);

- иные нарушения и недостатки.


Допущенные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем контроле со стороны Комитета за деятельностью СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и о недостаточности предусмотренных самими Предприятием и Комитетом мер по устранению выявленных в 2021 году нарушений.