СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» и Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела выборочную проверку финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» и деятельности Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в части осуществления от имени Санкт-Петербурга функций и полномочий учредителя и соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного учреждения за 2022-2023 годы и истекший период 2024 года. Контрольное мероприятие состоялось в соответствии с пунктом 6.14 Плана работы Палаты на 2024 год; непосредственно на объектах комиссия работала с 17 мая по 2 июля.
В ходе проверки было отмечено, что механизм определения размера платы за социальные услуги, установленный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2016 № 530, не является справедливым в отношении получателей социальных услуг, имеющих более высокий среднедушевой доход (в том числе пенсию), поскольку чем выше среднедушевой доход получателя социальных услуг, тем больше он платит за одни и те же (одинаковые по качеству и количеству) социальные услуги, чем получатель социальных услуг, имеющий меньший среднедушевой доход.
В результате проверки установлены нарушения в области бюджетно-финансового законодательства.
Комиссия отметила, что несмотря на ежегодный рост размеров должностных окладов персонала учреждения, тарифов на коммунальные услуги и топливо, цен на необходимые для оказания услуг изделия, стоимость оказываемых Интернатом платных медицинских услуг (в том числе, транспортных) не изменялась с 2021 года. Данное нарушение привело к недополучению учреждением доходов в проверяемом периоде.
В нарушение требований Порядка предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг, средства субсидии на выполнение государственного задания были направлены на оплату труда работников Интерната, проводивших предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Данное нарушение имеет признаки причинения ущерба бюджету Санкт-Петербурга, поскольку осуществление такого вида деятельности не предусмотрено государственным заданием на 2022 и 2023 годы.
Установлены нарушения в сфере оплаты труда. Так, за счет замены Интернатом должностей, необоснованной мероприятиями по нормированию труда, плановый фонд должностных окладов Учреждения был увеличен, в связи с чем были произведены излишние расходы на оплату труда персонала, занимающего должности, не предусмотренные нормированием труда Учреждения (специалист по социальной работе, младшая медицинская сестра по уходу за больными, системный администратор и др.).
Ряд нарушений, допущенных Интернатом, выявлен при проверке государственных закупок. Например, учреждение внесло изменения в контракт на выполнение текущего ремонта в помещениях Интерната, в части срока исполнения контракта и объемов работ (услуг) более чем на 10 % от предусмотренных контрактом. Таким образом, были нарушены требования статей 34, 95, 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Также установлены факты приемки и оплаты товаров, работ, услуг, не соответствующих условиям заключенных контрактов. Например, выявлены факты несоответствия условиям контракта технических характеристик поставленного спортивного оборудования; напольное покрытие (линолеум), уложен на объекте в меньшем объеме, чем заявлено в контракте, на 16,4 кв.м.; поставленные моноблоки оснащены дискретной видеокартой вместо интегрированной видеокарты, что не соответствует Спецификации к контракту. Комиссия обратила внимание на ряд других недостатков, например, были нарушены условия контрактов на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники в части оформления заявок на такой ремонт. Дефектные ведомости или акты о выявленных дефектах оборудования, журналы заявок, журналы с отметками о проведенном ремонте (обслуживании) оргтехники или иные документы, подтверждающие осуществление ремонта или технического обслуживания в количестве, указанном в актах оказанных услуг, в Учреждении отсутствуют. Таким образом, фактическое оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники по указанным контрактам документально не подтверждено.
В ходе контрольного мероприятия установлено неэффективное использование бюджетных средств в результате ненадлежащего управления и распоряжения имуществом Интерната. Так, 3 теннисных стола, 5 единиц оргтехники и 3 телевизора, приобретенные по контрактам 2022 года, находятся на складе и в уставной деятельности Учреждения не используется более 1,5 лет.
Комиссией выявлены факты излишних (избыточных) расходов, которые привели к причинению ущерба бюджету Санкт-Петербурга. Так, в 2022-2024 годах были заключены 4 контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением текущего ремонта в помещениях Интерната. Данный факт противоречит п. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В результате проверки выявлены нарушения в деятельности Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в части соблюдения полномочий учредителя. Так, расчет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2022-2024 годы произведен Комитетом на основании базовых нормативов затрат, в отсутствие утвержденных нормативных затрат.
Также Комитетом не был осуществлен анализ показателей, отраженных Интернатом в Отчетах о выполнении государственного задания за 2022 и 2023 годы, что повлекло за собой их утверждение с недостоверными данными по показателю «Численность граждан, получивших социальные услуги».
В нарушение положений Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного распоряжениями Комитета, было допущено несоблюдение сроков утверждения или отклонения изменений в ПФХД на срок от 2 до 3 дней.
В соответствии с Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга № 35-РП от 10 мая 2016 года объекты контрольного мероприятия предоставили план по устранению выявленных нарушений. Исполнение положений плана находится на контроле КСП. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в прокуратуру Санкт-Петербурга.