Выборочная проверка работ по ремонту дорог общего пользования и благоустройству, выполняемых на территории Санкт-Петербурга в рамках государственных (муниципальных) контрактов
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела выборочную проверку работ по ремонту дорог общего пользования и благоустройству, выполняемых на территории Санкт-Петербурга в рамках государственных (муниципальных) контрактов. Контрольное мероприятие состоялось в соответствии с пунктом 6.20 Плана работы палаты в период с 22 июня года по 22 декабря 2023 года.
В ходе контрольного мероприятия была дана оценка соответствия работ по ремонту дорог общего пользования регионального значения и благоустройству, выполненных на территории города за 2022 и 2023 годы. Комиссия КСП проанализировала исполнение 39 государственных и муниципальных контрактов общей стоимостью 16,7 млрд. рублей, заключенных 28 государственными и муниципальными органами власти. В ходе проверки было проведено 126 обследований 87 объектов с отбором кернов из асфальтобетонных покрытий (было сделано 955 проб), которые в дальнейшем проходили лабораторные испытания с целью определения их физико-механических свойств.
В результате контрольного мероприятия установлено 53 нарушения, допущенных при исполнении 35 контрактов, заключенных 12 государственными и 13 муниципальными заказчиками. Данные нарушения повлекли избыточные расходы и имеют признаки причинения ущерба бюджету Санкт-Петербурга и местным бюджетам.
Среди нарушений отмечены многочисленные факты приемки работ, услуг, товаров, которые не соответствуют условиям контрактов. Так, в ряде случаев были оплачены фактически недопоставленные материалы при выполнении подрядчиками работ по устройству верхних и выравнивающих (нижних) слоев асфальтобетонных покрытий, уложенных на объектах. Таким образом, несоответствие работ условиям контрактов привело к избыточным расходам и причинению ущерба городскому и местным бюджетам. Такие нарушения допущены 7 государственными и 5 муниципальными заказчиками. В их числе - ГКУ «Дирекция транспортного строительства», ГКУ «Центр комплексного благоустройства», администрация Красносельского района, ГКУ «Управление благоустройства Пушкинского района», администрация Московского района, Комитет по благоустройству, администрация Невского района, Местные администрации ВМО Гражданка, ВМО Комендантский аэродром, ВМО город Сестрорецк, ВМО город Ломоносов, ВМО Юнтолово.
В ходе контрольного мероприятия были установлены два нарушения при выполнении работ по государственным контрактам до их приемки и оплаты, заключенным ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и Администрацией Красногвардейского района. В первом случае была выявлена недопоставка асфальтобетона для устройства выравнивающего слоя проезжей части на Красносельском шоссе (средняя толщина слоя составила 4,7 см, а объем уложенной асфальтобетонной смеси на объекте составил на 213,3 тонн меньше планируемого объема). В последующем оплата работ произведена с учетом фактически уложенного материала. Во втором случае при выполнении работ по благоустройству проездов к СНТ на территории Красногвардейского района толщина слоя асфальтобетона оказалась меньше предусмотренной условиями контракта. Соответственно, с учетом информации Комиссии при оплате работ заказчиком была удержана стоимость недопоставленного материала, а также направлено требование об уплате штрафа.
В ходе контрольного мероприятия Комиссия установила 21 случай оплаты работ, несоответствующих условиям контрактов. Данное нарушение было допущено 9 государственными и 5 муниципальными заказчиками. Например, при проверке контрактов на выполнение работ по устройству асфальтобетонных покрытий, выявлено, что показатели физико-механических свойств верхних и нижних (выравнивающих) слоев не соответствуют стандартам и допускам. Такое несоответствие было выявлено при проверке контрактов, заключенных, в том числе, ГКУ «Дирекция транспортного строительства», администрациями Красносельского, Калининского, Петроградского, Московского, Кировского, Невского районов, Комитетом по благоустройству, ГКУ «Управление по благоустройству и коммунальному хозяйству Адмиралтейского района», а также местными администрациями муниципальных образований Гражданка, округ № 54, Комендантский аэродром, Светлановское и другие. В ходе проведения проверки некоторые объекты контрольного мероприятия начали претензионную работу с целью устранения выявленных недостатков и возмещении ущерба.
В целях устранения нарушений, выявленных Комиссией в ходе проведения контрольного мероприятия, 8 государственными и 5 муниципальными заказчиками приняты следующие меры:
- возвращены в бюджет Санкт-Петербурга и местные бюджеты 6 подрядными организациями денежные средства в общей сумме более 2 миллионов рублей;
- произведена оплата выполненных работ с удержанием 527,7 тысяч рублей за недопоставленные материалы и работы, не подлежащих оплате;
- 1 дополнительным соглашением к муниципальному контракту уменьшена стоимость контракта;
- получено гарантийное письмо о выполнении в 2024 году работ за счет средств подрядной организации;
- 1 государственным заказчиком на 1 объекте приняты меры по устранению выявленного нарушения – на 200 кв. м подрядной организацией выполнены работы по обработке асфальтобетонного покрытия гидрофобизирующей пропиткой, которая применяется для исправления технологических дефектов на начальной стадии эксплуатации асфальтобетонного покрытия и даны гарантии в случае возникновения каких-либо дефектов на объекте устранить их незамедлительно в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту;
- получено 2 гарантийных письма о проведении дополнительных мероприятий по укреплению асфальтобетонного покрытия;
- получено 4 гарантийных письма о продлении срока гарантийных обязательств по 2 государственным и 2 муниципальным контрактам;
- подано 1 исковое заявление в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о возврате в бюджет Санкт-Петербурга средств в размере 1 991 тысяч рублей;
- 1 государственным заказчиком в адрес подрядной организации направлена претензия о необходимости возместить ущерб бюджету
Санкт-Петербурга;
- 1 государственным заказчиком направлено письмо с предложением добровольного возмещения ущерба Санкт-Петербургу;
- Администрацией Красногвардейского района в соответствии с условиями государственного контракта в адрес подрядной организации направлено требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, который позднее удержан при расчетах по контракту.
Комиссия Контрольно-счетной палаты отметила ряд нарушений условий исполнения контракта. Так, администрация Кировского района в 2022 году оплатила работы, выполненные по государственному контракту, на сумму большую, чем указано в акте о приемке выполненных работ по форме КС-2.
Комиссия Контрольно-счетной палаты установила факты неприменения мер ответственности по ряду контрактов. Например, Администрацией Кировского района в 2022 году были приняты услуги по изготовлению, поставке и установке элементов благоустройства на территории «Сквера Петра Семененко». Согласно документам, услуги были оказаны с нарушением срока на 32 дня, однако заказчик не применил меры ответственности к исполнителю, в результате чего в бюджет Санкт-Петербурга не поступили возможные доходы.
В отчете по результатам контрольного мероприятия указано на ряд нарушений по внесению изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации. Так, местная администрация муниципального образования поселок Шушары через три дня после заключения муниципального контракта подписала дополнительное соглашение в части возможности авансирования в размере 15 % от цены этапа исполнения контракта. Это привело к несоответствию контракта условиям, предусмотренным конкурсной документацией, что, возможно, повлекло ограничение количества участников закупки и, как следствие, ограничение конкуренции. В другом случае Местная администрация муниципального образования поселок Стрельна также заключила дополнительное соглашение, изменив объемы работ более чем на 10 % от предусмотренных позиций, и увеличила стоимость контракта. Многочисленные изменения объемов работ, предусмотренных указанными муниципальными контрактами, свидетельствуют о ненадлежащей подготовке Заказчиками документации для проведения закупочных процедур, в том числе формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Среди других выявленных нарушений отмечено включение в описание объекта закупки требований и указаний, не установленных законодательством Российской Федерации. Данные ограничения привели к ограничению количества участников закупки и повлекли ограничение конкуренции.
Комиссией Контрольно-счетной палаты отмечен ряд иных недостатков, связанных с определением начальной (максимальной) цены контрактов по укрупненным комплексным расценкам, без уточнения адресов и объемов работ; с приведением уставов дорожно-строительных учреждений в соответствие с требованиями законодательства Санкт-Петербурга; с приведением количества автомобильных дорог общего пользования регионального значения в соответствие с данными, отраженных в государственных программах; с усилением контроля за достоверностью показателей физико-механических свойств асфальтобетонных покрытий.
Указанные факты свидетельствуют о системном характере ненадлежащего исполнения Объектами контрольного мероприятия полномочий по ведению контроля за выполнением работ по ремонту дорог общего пользования и благоустройству территорий.
По результатам проверки Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендует усилить контроль при исполнении функций государственных и муниципальных заказчиков, осуществлять приемку и оплату работ по устройству и ремонту асфальтобетонных покрытий после проведения лабораторных испытаний образцов асфальтобетонных покрытий с целью определения их соответствия условиям контрактов и требованиям межгосударственных стандартов и сводам правил, обеспечить исполнение работ по устройству и ремонту асфальтобетонных покрытий, благоустройству территорий в соответствии с условиями контрактов. Профильным комитетам рекомендовано инициировать внесение изменений в нормативные документы, регулирующие деятельность подведомственных им учреждений, усилить контроль за их деятельностью, а также за проведением претензионной работы и принятием мер по устранению нарушений.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в прокуратуру Санкт-Петербурга.