НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга», НО «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, микрокредитная компания», НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела контрольное мероприятие «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга», Некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, микрокредитная компания», Некоммерческой организации «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» и деятельности Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга за 2019 - 2023 и истекший период 2024 года». Проверка состоялась в соответствии с пунктом 6.3. Плана работы Палаты на 2024 год. Непосредственно на объектах комиссия работала с 1 февраля по 27 мая 2024 года.
В ходе контрольного мероприятия выявлено более 159 нарушений и замечаний, из них: 5 нарушений Комитета, подведомственных организаций - 154 нарушения.
В отношении Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле установлено необоснованное предоставление Фонду содействия субсидии, в том числе за счет ассигнований Резервного фонда Правительства СПб, в отсутствие мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и невостребованных в полном объеме фондом.
Также Комитетом за счет средств бюджета СПб, в том числе за счет средств Резервного фонда Правительства СПб предоставлялись субсидии Фонду содействия в отсутствие целесообразности, без учета наличия остатков средств Фонда содействия на счетах, что повлекло отвлечение средств бюджета СПб.
В отношении НКО «Фонд содействия кредитованию МСП» установлено следующее.
Основная функция организации - предоставление услуг поручительства по кредитам.
За 2019-2024 гг. заключено 2 175 договоров поручительства. Охват субъектов МСП поддержкой в виде поручительств менее 0,1 % от общего числа субъектов МСП.
Утвержденные Фондом Методики выдачи поручительств не соответствуют федеральному законодательству и устанавливают возможность применения допущений, что имеет признаки рисков коррупционных проявлений.
Так, в нарушение Методики оценки Заемщика анализ осуществляется на основании данных консолидированной отчетности группы компаний, а не конкретного заемщика, что влечет недостоверную его оценку. Например, договор поручительства с организацией, которая впоследствии начала процедуру банкротства.
В нарушение Методики оценки Заемщика осуществляется заключение договоров поручительства с Заемщиками, имеющими высокий уровень кредитного риска, без пересмотра условий заявки. Например, по договору поручительства с юридическим лицом, который впоследствии начал процедуру банкротства.
Осуществляется неправомерное списание дебиторской задолженности. Предоставлялись меры поддержки организациям из группы взаимосвязанных лиц без учета финансового состояния, что повлекло избыточные расходы.
Получая средства из бюджета и вознаграждение, а также проценты за размещение средств на вкладах, фонд не перечисляет доходы в бюджет, самостоятельно расходует средства при минимальном контроле, в частности на:
дорогостоящее обучение руководства (по два высших образования и дополнительное профессиональное образование).
нецелевые заграничные командировки (например, ОАЭ, Италия, КНР, Азербайджан и т.д.).
выплату премий в особо крупном размере, в отсутствие прозрачной системы премирования сотрудников.
установление повышенных окладов.
приобретение ТС по завышенной стоимости.
продажу ТС по заниженной стоимости.
заключение договоров на юридическое сопровождение при наличии штатных сотрудников и т.д.
В отношении НКО «Фонд микрофинансирования субъектов МСП, микрокредитная компания» установлено следующее.
Основная функция - предоставление займов (ставка от 1 до 5 %).
До 01.07.2023 функции осуществлял Фонд содействия. За 2019-2024 гг. заключено 2 460 договоров займа. При этом охват субъектов МСП поддержкой в виде займов составляет всего от 0,03 % в 2019 году (минимальное значение) до 0,24 % в 2020 году (максимальное значение) от общего числа субъектов.
Утвержденные Фондом Методики выдачи займов не соответствуют федеральному законодательству и устанавливают возможность применения допущений, что имеет признаки рисков коррупционных проявлений.
Так, в нарушение Методики заключаются договоры займа с компаниями, имеющими отрицательные заключения оценки платежеспособности.
В нарушение Методики заключаются договоры займа с группой аффилированных заемщиков, у которых документально не подтверждено отсутствие просроченной задолженности. Не обеспечивается контроль за целевым использованием заемных средств.
Фонд, получив от Фонда содействия средства, фактически являющиеся субсидией из бюджета, получая проценты от размещения средств на вкладах, самостоятельно расходует средства без учета требований бюджетного законодательства при минимальном контроле, что влечет: необоснованные выплаты при совмещении и направлении лиц в командировки, нарушения при оплате труда, при аренде помещений, осуществление неэффективных расходов и т.д.
Фонд микрофинансирования в период 2019-2022 годов социально-значимую деятельность не вел, что повлекло избыточные расходы на содержание.
В Фонде микрофинансирования на условиях внешнего совместительства работают сотрудники Фонда содействия, а в Фонде содействия – сотрудники Фонда микрофинансирования. Фактически сотрудники осуществляют деятельность на рабочих местах, организованных в Фонде содействия, без компенсации производственных затрат.
В отношении НКО «Фонд развития субъектов МСП» установлено следующее.
Основная функция - информационная и юридическая поддержка субъектов МСП, выпуск печатных изданий, проведение конкурсов, круглых столов и т.д.
Получая средства из бюджета, фонд самостоятельно расходует их при минимальном контроле, что влечет: необоснованные выплаты специалистам без должного подтверждения трудовой деятельности, утрату имущества, неправомерное отчуждение имущества, предоставление имущества в аренду по заниженной стоимости, осуществление неэффективных расходов на закупку невостребованного оборудования, что влечет отвлечение средств бюджета и т.д. Также выявлены многочисленные нарушения в части ведения бухгалтерского учета, в том числе в части наличия неучтенных основных средств и др.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что низкий охват субъектов МСП, с учетом неоднократности обращений одних и тех же субъектов МСП/самозанятых за оказанием поддержки, несмотря на существенный рост количества самозанятых, превышающий в разы количество иных субъектов МСП, может свидетельствовать о низкой заинтересованности субъектов МСП в данных видах поддержки, о низком уровне их информированности о видах поддержке, а также о низком уровне доверия субъектов МСП в возможности получения государственной поддержки, что влечет необходимость пересмотра условий поддержки и принимаемых мер и может свидетельствовать о неэффективной работе анализируемых фондов.
Кроме того, в условиях участия коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в финансовой и материальной поддержке участников специальной военной операции и мирных граждан, пострадавших регионов России, осуществление Фондами расходов, связанных с повышением уровня материального благосостояния сотрудников фонда и создания условий личностного развития руководства фонда, не способствует формированию патриотического имиджа города, и не отвечает эконмическим интересам Санкт-Петербурга.
В соответствии с положениями Соглашения о взаимодействии между Прокуратурой Санкт-Петербурга и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в целях формирования точного размера ущерба и нарушений, нанесенного бюджету Санкт-Петербурга, материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Санкт-Петербурга.
В ходе контрольного мероприятия выявлено более 159 нарушений и замечаний, из них: 5 нарушений Комитета, подведомственных организаций - 154 нарушения.
В отношении Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле установлено необоснованное предоставление Фонду содействия субсидии, в том числе за счет ассигнований Резервного фонда Правительства СПб, в отсутствие мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и невостребованных в полном объеме фондом.
Также Комитетом за счет средств бюджета СПб, в том числе за счет средств Резервного фонда Правительства СПб предоставлялись субсидии Фонду содействия в отсутствие целесообразности, без учета наличия остатков средств Фонда содействия на счетах, что повлекло отвлечение средств бюджета СПб.
В отношении НКО «Фонд содействия кредитованию МСП» установлено следующее.
Основная функция организации - предоставление услуг поручительства по кредитам.
За 2019-2024 гг. заключено 2 175 договоров поручительства. Охват субъектов МСП поддержкой в виде поручительств менее 0,1 % от общего числа субъектов МСП.
Утвержденные Фондом Методики выдачи поручительств не соответствуют федеральному законодательству и устанавливают возможность применения допущений, что имеет признаки рисков коррупционных проявлений.
Так, в нарушение Методики оценки Заемщика анализ осуществляется на основании данных консолидированной отчетности группы компаний, а не конкретного заемщика, что влечет недостоверную его оценку. Например, договор поручительства с организацией, которая впоследствии начала процедуру банкротства.
В нарушение Методики оценки Заемщика осуществляется заключение договоров поручительства с Заемщиками, имеющими высокий уровень кредитного риска, без пересмотра условий заявки. Например, по договору поручительства с юридическим лицом, который впоследствии начал процедуру банкротства.
Осуществляется неправомерное списание дебиторской задолженности. Предоставлялись меры поддержки организациям из группы взаимосвязанных лиц без учета финансового состояния, что повлекло избыточные расходы.
Получая средства из бюджета и вознаграждение, а также проценты за размещение средств на вкладах, фонд не перечисляет доходы в бюджет, самостоятельно расходует средства при минимальном контроле, в частности на:
дорогостоящее обучение руководства (по два высших образования и дополнительное профессиональное образование).
нецелевые заграничные командировки (например, ОАЭ, Италия, КНР, Азербайджан и т.д.).
выплату премий в особо крупном размере, в отсутствие прозрачной системы премирования сотрудников.
установление повышенных окладов.
приобретение ТС по завышенной стоимости.
продажу ТС по заниженной стоимости.
заключение договоров на юридическое сопровождение при наличии штатных сотрудников и т.д.
В отношении НКО «Фонд микрофинансирования субъектов МСП, микрокредитная компания» установлено следующее.
Основная функция - предоставление займов (ставка от 1 до 5 %).
До 01.07.2023 функции осуществлял Фонд содействия. За 2019-2024 гг. заключено 2 460 договоров займа. При этом охват субъектов МСП поддержкой в виде займов составляет всего от 0,03 % в 2019 году (минимальное значение) до 0,24 % в 2020 году (максимальное значение) от общего числа субъектов.
Утвержденные Фондом Методики выдачи займов не соответствуют федеральному законодательству и устанавливают возможность применения допущений, что имеет признаки рисков коррупционных проявлений.
Так, в нарушение Методики заключаются договоры займа с компаниями, имеющими отрицательные заключения оценки платежеспособности.
В нарушение Методики заключаются договоры займа с группой аффилированных заемщиков, у которых документально не подтверждено отсутствие просроченной задолженности. Не обеспечивается контроль за целевым использованием заемных средств.
Фонд, получив от Фонда содействия средства, фактически являющиеся субсидией из бюджета, получая проценты от размещения средств на вкладах, самостоятельно расходует средства без учета требований бюджетного законодательства при минимальном контроле, что влечет: необоснованные выплаты при совмещении и направлении лиц в командировки, нарушения при оплате труда, при аренде помещений, осуществление неэффективных расходов и т.д.
Фонд микрофинансирования в период 2019-2022 годов социально-значимую деятельность не вел, что повлекло избыточные расходы на содержание.
В Фонде микрофинансирования на условиях внешнего совместительства работают сотрудники Фонда содействия, а в Фонде содействия – сотрудники Фонда микрофинансирования. Фактически сотрудники осуществляют деятельность на рабочих местах, организованных в Фонде содействия, без компенсации производственных затрат.
В отношении НКО «Фонд развития субъектов МСП» установлено следующее.
Основная функция - информационная и юридическая поддержка субъектов МСП, выпуск печатных изданий, проведение конкурсов, круглых столов и т.д.
Получая средства из бюджета, фонд самостоятельно расходует их при минимальном контроле, что влечет: необоснованные выплаты специалистам без должного подтверждения трудовой деятельности, утрату имущества, неправомерное отчуждение имущества, предоставление имущества в аренду по заниженной стоимости, осуществление неэффективных расходов на закупку невостребованного оборудования, что влечет отвлечение средств бюджета и т.д. Также выявлены многочисленные нарушения в части ведения бухгалтерского учета, в том числе в части наличия неучтенных основных средств и др.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что низкий охват субъектов МСП, с учетом неоднократности обращений одних и тех же субъектов МСП/самозанятых за оказанием поддержки, несмотря на существенный рост количества самозанятых, превышающий в разы количество иных субъектов МСП, может свидетельствовать о низкой заинтересованности субъектов МСП в данных видах поддержки, о низком уровне их информированности о видах поддержке, а также о низком уровне доверия субъектов МСП в возможности получения государственной поддержки, что влечет необходимость пересмотра условий поддержки и принимаемых мер и может свидетельствовать о неэффективной работе анализируемых фондов.
Кроме того, в условиях участия коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в финансовой и материальной поддержке участников специальной военной операции и мирных граждан, пострадавших регионов России, осуществление Фондами расходов, связанных с повышением уровня материального благосостояния сотрудников фонда и создания условий личностного развития руководства фонда, не способствует формированию патриотического имиджа города, и не отвечает эконмическим интересам Санкт-Петербурга.
В соответствии с положениями Соглашения о взаимодействии между Прокуратурой Санкт-Петербурга и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в целях формирования точного размера ущерба и нарушений, нанесенного бюджету Санкт-Петербурга, материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Санкт-Петербурга.