Ru
Язык: Ru Eng

Администрация Московского района Санкт-Петербурга и подведомственные ей учреждения

Информация о результатах контрольного мероприятия

«Выборочная проверка законности и результативности использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга администрацией Московского района Санкт-Петербурга и подведомственными ей учреждениями за 2020-2021 годы и истекший период 2022 года»


Объектами контрольного мероприятия являлись: Администрация и подведомственные учреждения (135 государственных учреждений).


В ходе контрольного мероприятия установлено, что Администрацией допущено более 190 нарушений, в том числе имеющие признаки ущерба бюджету Санкт-Петербурга, а также установлена упущенная возможность получения бюджетом Санкт-Петербурга дополнительных доходов от арендной платы вследствие неправомерно распоряжения Администрацией имуществом города и риски избыточных расходов бюджета
Санкт-Петербурга.

Следует отметить низкую финансовую дисциплину Администрации (многочисленные факты учета недостоверной стоимости основных средств, монтируемых в рамках благоустройства территории; отсутствие учета разработанной и оплаченной проектно-сметной документации на благоустройство), многочисленные факты приемки и оплаты товаров с заявленными «повышенными качественными и эксплуатационными характеристиками», фактически находящихся в крайне неудовлетворительном состоянии менее чем через год после приемки, при формальном направлении Администрацией претензий подрядчикам вместо принятия реальных мер в рамках гарантийных обязательств.

Кроме того, Администрацией не устранены многочисленные нарушения, выявленные в ходе ранее проведенных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга контрольных мероприятий (в 2013 и в 2019 годах), а также в проверяемый период допущены аналогичные нарушения (оплата НДС при работах на объектах культурного наследия, оплата резерва на непредвиденные расходы при текущем ремонте, предоставление имущества третьим лицам без согласия собственника, включение расходов капитального характера в объем субсидии на гос. задание).

Подведомственными Администрации учреждениями допущено более 1 100 нарушений (в том числе более 600 при ведении бухгалтерского учета), установлена упущенная возможность получения бюджетом Санкт-Петербурга дополнительных доходов от арендной платы вследствие неправомерно распоряжения подведомственными учреждениями имуществом города.

Так, Администрацией допущены следующие нарушения:

1. Неправомерное предоставление государственного имущества в пользование без оформления договорных отношений, с превышением полномочий, что привело к избыточным расходам бюджетных средств и упущенной возможности получения бюджетом Санкт-Петербурга дополнительных доходов в виде арендной платы, чем причинен ущерб бюджету Санкт-Петербурга.

2. Нецелевое расходование средств бюджета, а именно: за счет средств целевой статьи «Расходы на реализацию мероприятий проекта «Комфортная городская среда» произведены расходы, не предусмотренные расчетами и обоснованиями к проекту бюджета Санкт-Петербурга на 2020 год, не включенные в Адресную программу регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» Санкт-Петербурга на 2020 год:

- на оплату услуг по разработке концепции по благоустройству территорий в Московском районе (Колмовский сад и Смоленский сквер), тогда как Правилами благоустройства разработка концепции благоустройства не предусмотрена, работы по благоустройству осуществляются на основании проекта благоустройства. Услуги оплачены без требуемого техническим заданием раздела концепции «Пояснительная записка». Стоимость услуг по заключенному с единственным поставщиком контракту на разработку концепции, фактически составившей 8 листов, определена в 2 раза выше стоимости выполненных в этом же периоде работ по проектированию благоустройства территории по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 129, лит. Ж, лит. Е (в количестве 12 разделов проектно-сметной документации);

- на оплату работ по устранению аварийных дефектов асфальтобетонного покрытия на территории Московского района. Представленная фотофиксация не позволяет соотнести выполненные работы с периодом и местом выполнения работ, а также свидетельствует об осуществлении работ при плюсовой температуре воздуха, тогда как согласно акту о приемке выполненных работ работы выполнялись в период с 21 по 23 декабря 2021 года, когда средняя температура воздуха составляла минус 12 градусов 21 декабря, минус 10,6 градусов 22 декабря, минус 4,5 градуса 23 декабря.

3. Произведены избыточные расходы бюджетных средств на оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, несоответствующих условиям контрактов (в том числе по завышенной стоимости), что свидетельствует о признаках ущерба бюджету Санкт-Петербурга, а именно:

- в 2020 году на оплату работ по установке арт-объекта «Самолет» (по адресу: ул. Гастелло, д. 7), внешний вид которого не предусмотрен проектом благоустройства, не соответствующего контрактным условиям (в 1,7 раз или на 1,2 м ниже, несущие элементы выполнены из стальной трубы меньшего диаметра), в отсутствие документов, подтверждающих его соответствие требованиям технических регламентов. С учетом запрета, установленного Техническим регламентом «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», на выпуск и обращение детского игрового оборудования, соответствие которого требованиям технических регламентов не подтверждено, арт-объект «Самолет» подлежит демонтажу, что повлечет избыточное расходование средств бюджета Санкт-Петербурга;

Внешний вид арт-объекта «Самолет» по проекту

Внешний вид арт-объекта «Самолет» по доп.соглашению, не предусмотренный проектом



 

- в 2020 году на оплату работ по завышенной стоимости: вместо предусмотренной посадки 250 шт. барбариса «Тунберга Ред Рокет» высотой 1,25-1,5 м (по адресу: Московский пр., д. 129, сооружение 2, лит. Ж., лит. Е) приняты и оплачены работы по посадке 250 шт. барбариса в 2,5 раза ниже (0,5 м) и без документов, подтверждающих его принадлежность к указанному сорту, стоимость которого в 16,8 раз ниже;

- в 2020 году на оплату скамей-светильников «облако» (5 шт. по адресу: ул. Гастелло, д. 7), в отсутствие технических условий СПб ГБУ «Ленсвет» на их подключение к электрическим сетям, внешний вид и параметры которых не соответствуют проекту благоустройства, ненадлежащего качества (металлические спинки деформированы, многочисленные неровности и разрушения лакокрасочного покрытия; выполненные из деревянных досок сиденья имеют неровности) и без предусмотренных интегрированных световых элементов и модулей беспроводной зарядки мобильных устройств;

Предусмотрено проектом благоустройства

Фактически принято и оплачено





- в 2021 году на оплату работ по размещению арт-объекта «Нить» (по адресу: Московский пр., д. 133), не соответствующего условиям контракта и проекту благоустройства (вместо предусмотренной толщины металла 12 мм изделие выполнено из металла толщиной 3 мм; вместо сидений деревянных из лиственницы толщиной 150 мм установлены сиденья толщиной 30 мм из древесины неизвестной породы), в отсутствие документа установленного образца, подтверждающего качество и безопасность конструкции весом 5,5 тонн, в том числе по завышенной стоимости.

Визуализация принятых и оплаченных работ по размещению арт-объекта «Нить», который согласно проекту благоустройства «станет визитной карточкой Московского района в результате замены морально устаревшей доски почета на сомаштабный арт-объект солнечного цвета, оборудованного элементами подсветки, подогревом сидений и встроенным светодиодным экраном и издалека сообщать новый яркий образ сквера», представлена ниже.



4. Завышение начальной (максимальной) цены контрактов, что повлекло избыточные расходы бюджетных средств и свидетельствует о признаках ущерба бюджету Санкт-Петербурга:

- НМЦК 3-х контрактов и цена 14-ти договоров с единственным поставщиком, завышена в результате включения НДС в стоимость ремонтных работ на объекте культурного наследия (здание по адресу: Московский пр., д. 129, лит. А);

- произведены расходы бюджетных средств по завышенной в 3,7 раза стоимости на оплату товаров ненадлежащего качества – деревянного настила общей площадью 337,8 кв. м, установленного по адресу: ул. Гастелло, д. 7. В ходе обследования установлено неудовлетворительное состояние принятого и оплаченного в декабре 2020 года деревянного настила: дефекты крепления к металлическому основанию, по всей площади настила - трещины досок, дефекты лакокрасочного покрытия;

Визуализация состояния принятого и оплаченного Администрацией в декабре 2020 года дорогостоящего деревянного настила представлена ниже.


 

- произведены расходы бюджетных средств по завышенной в 2,8 раза стоимости на оплату 5 штук яблонь декоративных «Рудольф» (работы по благоустройству территории по адресу: Московский пр., д. 133, лит. А).

5. Неэффективное расходование бюджетных средств, что свидетельствует о признаках потенциального ущерба бюджету
Санкт-Петербурга,
направленных:

- в 2020 году на оплату работ по разработке проектно-сметной документации 8-ми объектов, пять из которых не реализованы для последующего выполнения работ по благоустройству территорий. Определенная в рамках ПСД сметная стоимость работ по благоустройству всех 8-ми объектов завышена за счет: включения резерва на непредвиденные работы (2 %), а также применения оборудования и материалов с «повышенными качественными и эксплуатационными характеристиками», в отдельных случаях – установку арт-объектов, то есть элементов благоустройства с индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации, при определении стоимости которых не обеспечено применение наиболее экономичного варианта из-за ненадлежащего осуществления мониторинга цен;

- в 2020 году на оплату работ по благоустройству сквера по адресу: ул. Гастелло, д. 7 (электроснабжение архитектурно-художественной подсветки, не функционирующей на момент проведения контрольного мероприятия, то есть 1,5 года с момента оплаты. При этом по отдельному контракту осуществлялось электроснабжение подсветки скамей-светильников «облако», наличие которой в ходе контрольного мероприятия не подтверждено (ни документально, ни в ходе обследования). Договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям светодиодного оборудования Администрацией не заключались, подключение светодиодных скамеек на объекте не согласовано СПб ГБУ «Ленсвет».

6. Нарушение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, что повлекло избыточные и неправомерные расходы средств субсидий и свидетельствует о признаках ущерба бюджету Санкт-Петербурга, а именно:

- предоставлены субсидии в завышенном размере, объем которых сформирован с учетом затрат на капитальный ремонт, не подлежащих выполнению в рамках финансового обеспечения государственного задания, что повлекло избыточные расходы субсидий;

- предоставлены субсидии подведомственному Администрации бюджетному учреждению здравоохранения, объем которых сформирован с учетом затрат на содержание имущества, не принадлежащего учреждению на каком-либо вещном праве, находящееся в федеральной собственности, что повлекло неправомерное расходование средств субсидии;

- объем субсидии одному учреждению дополнительного профессионального педагогического образования сформирован в отсутствие документального подтверждения применения базовых нормативов затрат, утверждаемых КЭПиСП, на основании индивидуальных смет-расчетов на отдельные работы, утвержденных без требуемого заключения КЭПиСП о невозможности расчета базовых нормативов затрат на выполнение работ, что повлекло неправомерное расходование средств бюджета Санкт-Петербурга, а также риски избыточных расходов в 2022 году.

7. Предоставлены субсидии на иные цели (на приобретение немонтируемого оборудования и инвентаря для оснащения вводных объектов учреждений общего образования) в завышенном размере, что повлекло избыточные расходы средств бюджета Санкт-Петербурга в 2021 году и риски избыточных расходов бюджетных средств в 2022 году, из-за применения показателя «количество мест в объекте образования», превышающего проектную мощность образовательных учреждений, установленную техническими паспортами объектов.

В результате завышения объема субсидии средней общеобразовательной школой расходы произведены, в основном, на закупку дорогостоящего нестандартного интерактивного оборудования (в частности: виртуальный кубический планетарий, оборудование для типографии, 3D принтеры для создания шоколадных изделий), чем не обеспечены равные условия для всех вводных объектов образовательных организаций в части материально-технического оснащения образовательной деятельности, определенного федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Также Администрацией допущены: избыточное расходование бюджетных средств в результате компенсации третьим лицам судебных и иных расходов по решениям суда, оплаты штрафов за административные правонарушения вследствие ненадлежащего исполнения предусмотренных законодательством обязательств; нарушения порядка планирования бюджетных ассигнований; нарушения Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; нарушения порядка ведения бухгалтерского учета (в том числе грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета); несоблюдение требований государственной регистрации прав на земельные участки и прав на недвижимое имущество; ненадлежащее осуществление функций и полномочий учредителя; несоблюдение требований к разработке, утверждению и содержанию документации (извещения) о закупке; внесение изменений в контракты с нарушением требований, установленных законодательством РФ и др.


Подведомственными учреждениями допущены следующие нарушения:

1. Нецелевое расходование средств бюджета, а именно:

- средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, направленных на оплату работ по монтажу и демонтажу новогодних украшений на фасадах зданий, тогда как указанные работы не связаны с оказанием государственных услуг и содержанием имущества, участвующего в оказании государственных услуг;

- средств субсидии на иные цели (на приобретение оборудования для оснащения государственных учреждений здравоохранения, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования), направленных в 2020 году на оплату оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу, подлежащих оплате исключительно за счет средств ТФОМС;

- средств субсидии на иные цели (эксплуатация и дооснащение КСОБ), направленных учреждением здравоохранения на оплату работ по дооснащению КСОБ, увеличивших стоимость федерального имущества, поскольку здание находится в федеральной собственности, не принадлежит учреждению ни на каком вещном праве;

- средств субвенций из бюджетов бюджетной системы РФ, направленных учреждением здравоохранения в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования на оплату оборудования, стоимость которого за единицу не предусмотрена структурой тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (более 100 тыс. рублей за единицу).


2. Нарушение порядка и условий оплаты труда сотрудников государственных бюджетных и казенных учреждений:

- неправомерно начислены и произведены выплаты стимулирующего характера в отсутствие нормативного правового акта Администрации, устанавливающего показатели и критерии эффективности деятельности работников: СПб ГБУ «Служба заказчика» и СПб ГКУ «Централизованная бухгалтерия»;

- СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» начислены и произведены выплаты стимулирующего характера (доплаты) по основаниям, не предусмотренным положениями локальных нормативных документов, которыми определен закрытый перечень оснований для выплат стимулирующего характера, что повлекло избыточные расходы средств субсидии;

- СПб ГКУ «Жилищное агентство» произведены расходы на оплату сверхурочной работы сотрудникам учреждения (водителям за сверхурочную работу в рабочие дни), которым положениями Коллективного договора установлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в размере 3 дней, тогда как согласно положениям ТК РФ переработка при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой не признается, дополнительная оплата такой работы не производится.

3. Неправомерное предоставление СПб ГКУ «Жилищное агентство» государственного имущества в пользование без оформления договорных отношений, с превышением полномочий (имущество общей площадью 6 037,9 кв. м без согласия собственника предоставлено с 2005 года в пользование коммерческим организациям, управляющим жилищным фондом района). В результате предоставления имущества Санкт-Петербурга коммерческим организациям не на условиях аренды, в бюджет
Санкт-Петербурга не поступили возможные дополнительные доходы.


4. Завышение начальной (максимальной) цены контрактов, что повлекло избыточные расходы средств субсидий и свидетельствует о признаках ущерба бюджету Санкт-Петербурга:

- двумя учреждениями образования расчет НМЦК на закупку автомобильного топлива осуществлен без учета информации о средних потребительских ценах на нефтепродукты в Санкт-Петербурге, что повлекло завышение цены государственных контрактов;

- тремя учреждениями здравоохранения завышена НМЦК на поставку оборудования, что привело к избыточным расходам средств субсидий на иные цели;

- СПб ГБУ «СШОР № 1» завышена НМЦК на закупку мячей для отделений футбола, волейбола, что повлекло избыточное расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

- СПб ГБУ «Спортивный центр «Физкультура и здоровье» завышена НМЦК на поставку и установку информационных табло стадиона и спортивного зала, что повлекло расходование средств субсидии на выполнение государственного задания в завышенном размере.

Также подведомственными Администрации учреждениями допущены: многочисленные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета (в среднем – 250 фактов ежегодно); несоблюдение требования государственной регистрации прав на земельные участки и иное недвижимое имущество; нарушение порядка закрепления и использования находящихся в государственной собственности административных зданий, строений, нежилых помещений и др.