Ru
Язык: Ru Eng

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

Информация о результатах контрольного мероприятия «Выборочная проверка законности и результативности использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и подведомственными организациями (в том числе в части предоставления имущества в пользование организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе при предоставлении мер поддержки в связи с пандемией COVID-19) за 2019-2020 годы и истекший период 2021 года»

  

Объект контрольного мероприятия: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга и подведомственные КИО организации.

Предмет контрольного мероприятия: средства бюджета и собственность Санкт-Петербурга в части законности и результативности использования КИО и подведомственными организациями (в том числе в части предоставления имущества в пользование организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе при предоставлении мер поддержки в связи с пандемией COVID-19).

 В ведении Комитета имущественных отношений находятся:

1. Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости».

2. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городское управление кадастровой оценки».

3. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга».

4. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга».

В ходе контрольного мероприятия выявлено более 360 нарушений, в том числе финансовых нарушений, случаев неэффективного использования собственности, имеющих признаки причинения ущерба бюджету Санкт-Петербурга. Так, например:

КСП выявлены нарушения при формировании бюджета в части порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, в части порядка формирования адресной инвестиционной программы субъекта Российской Федерации. Например, Комитетом имущественных отношений не обеспечено включение в АИП расходов по трем целевым статьям, выделенных Санкт-Петербургу на приобретение объектов недвижимости из резервного фонда Правительства Российской Федерации, что является нарушением требований п. 2 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ, ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге», п. 1.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 № 1435.

Также КСП выявлены нарушения при исполнении бюджета: в части неосуществления (ненадлежащего осуществления) бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета, установленных ст. ст. 6, 160.1 Бюджетного кодекса РФ. Например:

- Комитетом имущественных отношений при администрировании доходов, получаемых в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества, не осуществлено взыскание за неосновательное обогащение, образовавшееся вследствие фактического пользования земельными участками, что повлекло недопоступление доходов в бюджет Санкт-Петербурга.

- Комитетом имущественных отношений в ряде случаев необоснованно предоставлены льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, в связи с отсутствием подтверждения соответствия деятельности арендаторов, которым предоставлены льготы по арендной плате, требованиям, выполнение которых является условием применения льгот, а именно, требований, предусмотренных п. 6 ст. 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 09.09.1997 № 149-51, что повлекло недопоступление в бюджет Санкт-Петербурга доходов.

- Комитетом имущественных отношений допущено бездействие в части непринятия мер по взысканию арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, что повлекло непоступление в бюджет Санкт-Петербурга доходов.


На фото: объект нежилого фонда Санкт-Петербурга.


Установлены нарушения, допущенные Комитетом имущественных отношений при выполнении или невыполнении государственных задач и функций государственными органами. Например:

-  Комитетом имущественных отношений не осуществляются действия по освобождению государственного имущества из незаконного пользования третьих лиц и по защите имущественных прав Санкт-Петербурга, что не соответствует положениям, предусмотренным Положением о КИО и ведет к непоступлению дополнительных доходов в бюджет Санкт-Петербурга.

Установлены нарушения положений Федерального закона № 135-ФЗ в части неправомерной пролонгации договоров аренды.

Также в части осуществления государственных задач и функций по осуществлению защиты имущественных прав Санкт-Петербурга установлено ненадлежащее осуществление Комитетом претензионно-исковой работы при наличии задолженности по основным платежам (аренда) по сделкам, что влечет причинение ущерба бюджету Санкт-Петербурга в крупном размере.

В части исполнения полномочий по предоставлению мер поддержки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) установлены случаи неправомерного заключения дополнительных соглашений об отсрочке от уплаты арендной платы, об освобождении от уплаты арендных платежей, о предоставлении мер поддержки юридическим лицам, не имеющим право на её получение, что привело к причинению ущерба бюджету Санкт-Петербурга.

Также установлены нарушения при реализации инвестиционной деятельности в части осуществления действий по расторжению договоров аренды земельных участков, заключенных на инвестиционных условиях (инвестиционных договоров), при неисполнении инвесторами условий договоров в течение длительного периода времени и применения к ним мер ответственности. Так КСП установлены случаи недостижения результатов инвестирования, перепрофилирования земельных участков, предоставленных на инвестиционных условиях, после приобретения права собственности.

Кроме того установлены случаи несоблюдение порядка аренды земельных участков вследствие использования ведомостей инвентаризации, несоответствующих периоду фактического пользования участком, изменения цели использования земельного участка, не применения предусмотренного коэффициента и др.

  

На фото: пример аренды земельного участка

По результатам рассмотрения отчета объектами контроля в рамках Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при рассмотрении отчетов Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о результатах контрольных мероприятий, проведенных в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им предприятиях и учреждениях, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2016 № 35-рп, разработаны и согласованы Планы по устранений нарушений, реализация которых осуществляется в установленные сроки под контролем курирующего вице‑губернатора Санкт-Петербурга. Информация об исполнении Плана мероприятий также направляется в Контрольно-счетную плату Санкт-Петербурга.

В соответствии с положениями Соглашения о взаимодействии между Прокуратурой Санкт-Петербурга и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в целях  формирования точного размера нарушений и ущерба, нанесенного бюджету Санкт-Петербурга, материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Санкт-Петербурга.