Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела выборочную проверку законности и результативности использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, контроль за реализацией региональных проектов Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и подведомственными учреждениями за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года, по результатам которой установлены следующие нарушения и замечания:
- Планирование бюджетных ассигнований Комитетом осуществлялось без учета Методических указаний Комитета финансов Санкт-Петербурга, в связи с чем потребность в средствах бюджета
Санкт-Петербурга по отдельным целевым статьям завышена Комитетом на общую сумму 58,2 млн. рублей.
- Установлены нарушения порядка и условий оплаты труда сотрудников Комитета на общую сумму 20,7 млн. рублей в результате:
- превышения на 9 единиц по категории «Рабочие» штатной численности Комитета;
- отсутствия нормативных актов по определению штатной численности и системы оплаты труда рабочих в органах исполнительной власти Санкт-Петербурга;
- нарушения трудового законодательства по предоставлению ежегодных отпусков работникам Комитета, установленных главой 19 ТК РФ, и излишних расходов средств бюджета Санкт-Петербурга в связи с привлечением дополнительных ассигнований на компенсацию выплат за неиспользованный отпуск при увольнении государственных гражданских служащих.
- Установлено нарушение Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ревизионным сектором Комитета, поскольку законодательно установленные функции по осуществлению внутреннего финансового аудита Комитета и казенных учреждений в полном объеме не выполнялись. Расходы средств бюджета Санкт-Петербурга на содержание 3 штатных единиц ревизионного сектора в проверяемом периоде составили в общей сумме 12,2 млн. рублей.
- В проверяемом периоде Комитетом, в отсутствие правовых оснований, средства бюджета Санкт-Петербурга по целевой статье 9910000090 «Содержание исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга» в общей сумме 250,4 тыс. рублей направлены на оплату начислений на выплату денежных поощрений за счет гранта из федерального бюджета. При этом средства на выплату начислений на оплату указанных поощрений не были предусмотрены в бюджетной смете на 2019 год и 2020 год. Таким образом, указанные средства бюджета
Санкт-Петербурга направлены на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, что согласно ст. 306.4 БК РФ квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств.
- В 2018 году Комитет превысил бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, установленные ст. 162 БК РФ, и необоснованно включил в бюджетную смету расходы в сумме 285,5 тыс. рублей на оплату охранных услуг земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 40-42, лит. А, площадью 2 691 кв.м, по контракту от 23.01.2018 РНК 2780802599318000003 с ООО «Охранное предприятие «Премьер» в отсутствие документов, подтверждающих права на охраняемый земельный участок, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга. Это нарушение было зафиксировано еще при прошлой проверке КСП в 2016 году, однако Комитет до 2018 года так его и не устранил.
- Неосуществление Комитетом бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, установленных ст. 158 БК РФ (34 нарушения на общую сумму 82,9 млн. рублей), а именно:
6.1. Комитет не обеспечил результативность использования средств бюджета Санкт-Петербурга в результате принятия экономически необоснованного решения об увеличении показателей государственного задания на 2020 год и размера субсидии на выполнение государственного задания в общей сумме 44,4 млн. рублей 4 учреждениям культуры в период запрета на доступ посетителей в театры.
6.2. Комитетом, в части реализации региональных проектов, не обеспечено соблюдение получателями субсидий на иные цели условий, установленных при их предоставлении, поскольку в 2019 году находящимися в ведении Комитета 14 получателями субсидий допущено нарушение условий предоставления из бюджета субсидий на иные цели на общую сумму 26,8 млн. рублей, а именно:
1) 9 получателей субсидий средства субсидий в общей сумме 15,1 млн. рублей направили на закупку музыкальных инструментов зарубежных производителей, тогда как инструменты следовало закупить отечественного производства;
2) 12 получателями субсидий произведена закупка музыкальных инструментов на общую сумму 8,8 млн. рублей по Дополнительному перечню инструментов, который не предусмотрен Порядком предоставления субсидий;
3) «Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского» за счет средств федерального бюджета закуплены музыкальные инструменты, которые следовало приобрести за счет средств регионального бюджета, а инструменты, на которые выделялись средства федерального бюджета, Учреждением не приобретены.
6.3. В 2018 году, в результате отсутствия контроля за расходованием средств субсидии Комитетом возмещены затраты в сумме 605,8 тыс. рублей на оплату транспортных расходов лиц, которые, согласно финансовым отчетам об исполнении сметы затрат, участие в спектакле и в мероприятии «Российская национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» не принимали, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.
6.4. В 2019 году в рамках реализации регионального проекта «Цифровая культура» Комитетом произведены неэффективные и нерезультативные расходы средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме 1 млн. рублей, поскольку заданный результат регионального проекта - пополнение оцифрованными книжными памятниками фонда Национальной электронной библиотеки, не достигнут, что противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 БК РФ.
- Комитетом нарушен порядок определения объема и предоставления из бюджета субсидий некоммерческим организациям (4 нарушения на сумму 50,7 млн. рублей), а именно:
- неправомерно предоставлены субсидии двум НКО (АНО «Мир театра» и АНО «Продюсерский центр «ОДЕОН») на общую сумму 14,7 млн. рублей на проведение в 2019 году двух мероприятий, не соответствующих направлению «Проект в области культуры и искусства», что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме;
- неправомерно предоставлена субсидия на проведение фестиваля балета DANCE OPEN в сумме 36,1 млн. рублей, поскольку к моменту принятия решения о перечислении указанной субсидии Комитет был проинформирован о выделении НП «Дансен Оупен фестиваль» средств из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат на проведение отдельных мероприятий фестиваля.
8 Нарушения при осуществлении государственных закупок:
8.1. В нарушение Порядка оценки заявок, конкурсной комиссией Комитета при определении результатов оценки заявок участников конкурса с применением бальной системы, по формальному признаку был отстранен участник конкурса, дававший наименьшую цену контракта, и победителем было признано ООО «Наследие», предложившее стоимость закупки на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реставрации и капитальному ремонту помещений Комитета («Белого зала») на 6 млн. рублей больше, что привело к несоблюдению принципа эффективности расходования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, и, в результате, к неэффективным расходам бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.
8.2. Необоснованное применение Комитетом более дорогостоящей расценки, не соответствующей сложности предусмотренных работ по воссозданию нового паркетного пола, привело в 2020 году к завышению НМЦК на сумму не менее 10,2 млн. рублей и к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.
8.3. В результате применения неправильной сметной расценки и единицы измерения (кв.м вместо куб.м) стоимость материальных ресурсов, включенных в локальный сметный расчет, завышена на сумму 659,4 тыс. рублей (после выявления Контрольно-счетной палатой
Санкт-Петербурга указанного нарушения стоимость материальных ресурсов (доска обрезная) была уменьшена Комитетом в 10 раз).
8.4. При расчете НМЦК отдельные виды работ по реставрации живописи включены в локальный сметный расчет в объеме, значительно превышающем необходимую потребность (на 30 %), в связи с чем НМЦК с ООО «Наследие» завышена на сумму не менее 3,2 млн. рублей (после выявления Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга указанного нарушения объемы этих работ Комитетом были уменьшены).
8.5. В результате применения при составлении локального сметного расчета расценок, дублирующих либо взаимоисключающих отдельные виды работ, НМЦК с ООО «Наследие» была завышена на общую сумму 1,7 млн. рублей (после выявления Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга указанного нарушения Комитет исключил из сметного расчета стоимость таких видов работ).
Также были установлены нарушения подведомственными учреждениями Комитета в рамках исполнения региональных проектов условий реализации контрактов, не размещение обязательной информации на сайте государственных закупок, несвоевременное представление информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, нарушение при выборе способа определения поставщика как закупка у единственного поставщика.
Отчет о результатах проверки направлен Губернатору Санкт-Петербурга, председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и в другие государственные органы для принятия мер в пределах своей компетенции. Результаты проверки были рассмотрены на совещании у вице-губернатора Пиотровского Б.М.
Начальник инспекции № 4 Н.М. Андреева