Ru
Язык: Ru Eng

Управление социального питания (за 2018-2019 годы и 2020 год)

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе проведения контрольного мероприятия «Выборочная проверка законности и результативности использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Управлением социального питания, в том числе подведомственными учреждениями за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года» установлены многочисленные нарушения, допущенные Управлением социального питания и его подведомственными учреждениями:

 I. Нарушения Управления социального питания:

1. Управлением в 2018 году завышен размер предоставленной Лаборатории субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на сумму 3 867,8 тыс. рублей, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.

2. Нарушение порядка и условий оплаты труда сотрудников государственных (муниципальных) органов, государственных (муниципальных) служащих, работников государственных (муниципальных) бюджетных, автономных и казенных учреждений:

В нарушение ст. 13 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», п. 6 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга», в 2018 и 2019 годах утвержденный (в результате уточнения) и фактически освоенный Управлением фонд оплаты труда превышал показатель, рассчитанный с соблюдением указанных норм на 627,3 тыс. рублей, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.

3. Управление не выполнило предусмотренные Административными регламентами административные процедуры по осуществлению ведомственного контроля за организацией социального питания, оценки уровня организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге в части, касающейся соблюдения норм питания в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, тем самым допустило нарушения при выполнении государственной функции.

Основными нарушениями при проведении Управлением контроля в части соблюдения норм питания являлись:

- превышение величины допустимого уровня массовой доли сухих веществ, жира, влаги в готовой продукции;

наличие в готовой продукции бактерий группы кишечной палочки, дрожжей и плесени в количестве, превышающем допустимое.    

Однако по результатам контрольных мероприятий, проводимых Управлением в рамках своих полномочий, должностные лица учреждений не несут надлежащей ответственности за допущенные нарушения, поскольку информация о выявленных нарушениях, в том числе о превышении максимально допустимого количества болезнетворных бактерий и микроорганизмов в продуктах питания и помещениях пищеблоков школ, детских садов, учреждений здравоохранения, Управлением социального питания в орган, осуществляющий государственный надзор за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу), а также в Прокуратуру Санкт-Петербурга, не направлялась. Тогда как указанные органы обладают полномочиями по применению административных мер ответственности к учреждениям (должностным лицам учреждений), допустившим указанные нарушения при организации социального питания.

Систематическое неисполнение Управлением административных процедур по направлению информационных писем, материалов проверок, содержащих сведения о нарушениях в рассматриваемой сфере, при исполнении государственных функций, является причиной ненадлежащего осуществления государственного контроля в сфере социального питания в Санкт-Петербурге.

Кроме того, Управление не осуществляло функции и полномочия учредителя подведомственных учреждений, в части утверждения Порядка определения платы за оказание услуг подведомственными учреждениями, перечня показателей и критериев оценки эффективности труда работников Учебного центра и Лаборатории, а также проведения проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом учреждений.

4. В 2018 году Управлением в отсутствие правовых оснований были заключены 12 договоров возмездного оказания услуг (январь – декабрь 2018 года) с физическим лицом Яшиным Владимиром Валентиновичем на общую сумму 620,1 тыс. рублей по осуществлению ведомственного контроля за ходом строительных работ, соответствием поставленных товаров, выполненных работ условиям контракта, координации деятельности между Управлением, Центром и Подрядчиком ООО «Максстрой» на этапе составления технической и аукционной документации для размещения государственного заказа на выполнение работ по капитальному ремонту здания. При этом заказчиком работ по капитальному ремонту здания в соответствии с контрактом с ООО «Макстрой», являлось подведомственное Управлению учреждение - Учебный центр, которым самостоятельно были заключены государственные контракты (с ООО «СК «Высота») на оказание услуг по осуществлению строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по капитальному ремонту здания.

Кроме того, согласно ст. 100 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 5 Порядка осуществления ведомственного контроля, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1095, проверки в части ведомственного контроля проводятся должностными лицами контролирующих органов. Привлечение сторонних физических лиц к осуществлению ведомственного контроля указанными нормами не предусмотрено.

Таким образом, в 2018 году Управлением, в отсутствие правовых оснований и необходимости, средства бюджета Санкт-Петербурга по целевой статье 9910000090 «Содержание исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга» в общей сумме 620,1 тыс. рублей  направлены на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, что согласно ст. 306.4 БК РФ квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств.

 

II. Нарушения Учебного центра:

1. Учебным центром в 2019 году средства субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели в общей сумме 879 тыс. рублей израсходованы на цели, не установленные соглашениями о предоставлении субсидий, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга, поскольку часть оплаты за предоставление коммунальных услуг, источником финансирования которой должны быть доходы от оказания платных услуг, произведена Учебным центром за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

2. В 2020 году в нарушение Порядка предоставления субсидии на иные цели, согласно которому целью предоставления субсидии является исполнение Решения Арбитражного суда о взыскании исковых требований по внесению платы за содержание нежилого помещения, Учебный центр часть средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме 354,9 тыс. рублей направил на оплату неустойки.

3. В нарушение положений ст. 210 ГК РФ, согласно которым собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, Учебный центр в 2018 году неправомерно направил средства субсидии на иные цели в общей сумме 25 848,5 тыс. рублей на оплату ремонтных работ по контрактам с ООО «Максстрой» в помещениях, не закрепленных за Учебным центром на праве оперативного управления, и относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (лестницы, шахты лифтов, чердачные помещения), что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.

4. Оборудование, установленное при проведении ремонтных работ (электроводонагреватели, оборудование пожарной сигнализации, системы вентиляции) в 2018 году на сумму 2 768,3 тыс. рублей, не принято к бухгалтерскому учету и не отражено на балансе Учебного центра, что привело к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета, выразившееся в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

5. Нарушения при осуществлении государственных закупок:

5.1. В нарушение ст.ст. 34, 95 Федерального закона № 44-ФЗ в отсутствие оснований и необходимости в выполнении дополнительного объема работ, уже предусмотренного в локальной смете к контракту с ООО «Максстрой», Учебным центром за 1 день до прекращения действия контракта заключено дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на сумму 2 012,7 тыс. рублей, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.

5.2. Нарушение при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора):

В нарушение ст.ст. 18, 22 Федерального закона № 44-ФЗ Учебным центром в 2018 году начальная (максимальная) цена контрактов с ООО «Максстрой» на выполнение работ по завершению реставрационного ремонта лестниц и на выполнение работ по теплоизоляции чердачных помещений завышена на общую сумму 3 365 тыс. рублей в результате включения в сметную стоимость работ и материалов в завышенных объемах и по завышенной стоимости.

5.3. Учреждением в 2018 году приняты и оплачены работы (услуги) на сумму 2 548 тыс. рублей, не соответствующие условиям контрактов с ООО «Максстрой» по объемам выполненных работ, а также по использованным материалам, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.

6. В 2018 году в результате заключения и оплаты контракта с ООО «Мегаполис» на сумму 1 300 тыс. рублей на выполнение работ по разработке комплекса мероприятий по пожарной безопасности по завышенной стоимости, а также с нарушением условий контракта в части запрета на привлечение субподрядчика (привлечен субподрядчик ООО «ВЕСТКОМСПБ» по договору за 100 тыс. рублей за весь комплекс работ), в отсутствие согласования результата работ с надзорным ведомством, а также в отсутствие необходимости в выполнении указанных работ (мероприятия по пожарной безопасности уже были выполнены в рамках другого контракта), Учебным центром причинен ущерб бюджету Санкт-Петербурга в сумме 1 300 тыс. рублей.

7. Введение в штатные расписания Учебного центра должностей, длительное время остающихся вакантными (библиотекарь, гардеробщик, слесарь-сантехник) свидетельствует о нерациональном планировании штатной численности и необоснованном планировании расходов на оплату труда работников учреждения, что повлекло неэффективное расходование средств Учебного центра в общей сумме 453,8 тыс. рублей.

 

III. Нарушения Испытательной лаборатории:

1. Лабораторией в 2019 году произведено расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 849,5 тыс. рублей на цели, не связанные с выполнением государственного задания, поскольку часть оплаты за предоставление коммунальных услуг, источником финансирования которой должны быть доходы от оказания платных услуг, произведена Лабораторией за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, что привело к потерям бюджетных средств в указанной сумме.

2. В нарушение Положения об оплате труда в 2018 году начисление надбавки к должностному окладу работников производилось без указания в документах-основаниях критериев для установления надбавки, что привело к неправомерному расходованию средств на выплату заработной платы с начислениями в общей сумме 2 536,2 тыс. рублей и потерям бюджета Санкт-Петербурга и Учреждения.

2.1. В нарушение условий трудового договора с бывшим сотрудником Лаборатории в 2018 году из средств от приносящей доход деятельности произведена непредусмотренная условиями трудового договора и нормативными актами Управления выплата премии в сумме 91,4 тыс. рублей (с начислениями), что привело к потерям средств Учреждения.

2.2. В результате неправомерного применения к должностному окладу начальника Лаборатории коэффициента за работу во вредных условиях труда по фактору вредности «Световая среда» Лабораторией произведено излишнее расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оплату труда в общей сумме 67,3 тыс. рублей, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен председателю Законодательного собрания, Губернатору Санкт-Петербурга, а также в правоохранительные органы Санкт-Петербурга для принятия мер реагирования в рамках компетенции.

 

 

Начальник инспекции № 4                                              Н.М.Андреева