Муниципальный округ Автово (за 2022-2023 годы и истекший период 2024 года)
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела выборочную проверку формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово за 2022-2023 годы и истекший период 2024 года. Объектами контрольного мероприятия стали два органа местного самоуправления - Муниципальный совет и Местная администрация - и три казенных муниципальных учреждения: «Автовский Центр благоустройства и социального развития», «Физкультурно-спортивный клуб «Автово» и «Редакция газеты «Автовские ведомости». Проверка прошла в соответствии с пунктом 10.7 Плана работы Палаты.
По результатам проверки установлены многочисленные нарушения финансового-хозяйственной деятельности как органов местного самоуправления, так и муниципальных казенных учреждений муниципального округа Автово.
В их числе – нарушения при формировании и исполнении местного бюджета: несоблюдение порядка разработки документов стратегического планирования, нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы органов местного самоуправления; нарушение порядка применения бюджетной классификации РФ, ненадлежащее осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств муниципального органа и бюджетных полномочий получателя бюджетных средств. Указанные нарушения повлекли избыточные расходы средств местного бюджета и имеют признаки причинения ущерба. Так, например, Комиссии КСП не были предоставлены документы, подтверждающие участие жителей округа в ряде экскурсий, лекций, праздничных мероприятий. Также выявлены недостоверные факты при проверке заполненных путевых листов служебных автомобилей. Установлено нарушение порядка обеспечения открытости и доступности сведений, содержащихся в документах, равно как и самих документов муниципальных учреждений путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» или в СМИ. Комиссия Контрольно-счетной палаты отразила ряд иных замечаний, среди которых можно отметить отсутствие должностных инструкций у некоторых сотрудников Местной администрации, отсутствие муниципальных программ, нарушения положений Трудового кодекса РФ, некорректно составленные бюджетные сметы, несоответствие устава МКУ «Автовские ведомости» требованиям законодательства, нарушения при начислении премий и другие замечания.
Отмечены нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности. Также комиссия КСП установила нарушения в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью. Так, например, Местная администрация и Муниципальный совет предоставляли казенному учреждению часть своих помещений, а также предоставляли друг другу в пользование без оформления документов дорогостоящую технику и офисную мебель.
Многочисленные нарушения выявлены при проверке сферы муниципальных закупок. Все объекты контрольного мероприятия допустили нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг и порядка его размещения в единой информационной системе в сфере закупок. Также установлено несоблюдение плана-графика закупок и нарушение при нормировании в сфере закупок. Комиссия Контрольно-счетной палаты отметила значительное превышение объема закупок, заключенных с единственным поставщиком. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей, при этом годовой объем закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика. Только в 2023 году Муниципальный совет заключил 93 % контактов с единственным поставщиком; Местная администрация – 97%; МКУ «Автовский Центр» 18 %, МКУ «ФСК «Автово» 42,6 %, МКУ «Автовские ведомости» 77,8 %. Среди нарушений в сфере закупочной деятельности отмечено невключение в контракт (договор) обязательных условий, а также нарушения при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта. Например, Муниципальный совет и МКУ «Автовские ведомости» осуществили закупки ноутбуков с превышением предельной цены этой группы товаров в 2,4 раза. В другом случае при обосновании цены контракта на выполнение работ по благоустройству территорий МКУ «Автовский Центр» использовало сметные расчеты с завышенной стоимостью, что повлекло избыточные расходы бюджетных средств. Установлены случаи приемки и оплаты товаров, работ, услуг, несоответствующих условиям контрактов. Например, в 2023 году Местной администрацией оплачены работы по исправлению щебеночного основания при выполнении ямочного ремонта (при этом щебеночное основание полностью или частично отсутствовало); также оплачены работы по ручному способу снятия деформированных участков асфальта, хотя фактически работы были выполнены при помощи техники.
Комиссия Контрольно-счетной палаты выявила факты нецелевого использования средств местного бюджета. Установлено, что ежегодно средства местного бюджета направлялись на обеспечение деятельности МКУ «ФСК «Автово» (на оплату труда тренеров по футболу и приобретение спортивного инвентаря для тренировочного процесса). При этом футбольный клуб проводит тренировки для молодых людей, являющиеся жителями других муниципальных образований, а также обеспечивает участие в профессиональных соревнованиях, что не относится к вопросам местного значения.
В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Автовский Центр» и МКУ «Автовские ведомости» установлено, что расходование средств местного бюджета на их содержание осуществляется без соблюдения принципа эффективности. Например, МКУ «Автовский Центр», созданный для решения вопросов местного значения, самостоятельно не осуществляет реализацию таких вопросов, а только заключает муниципальные контракты. При этом в учреждении трудоустроены 8 сотрудников (3 из которых являются депутатами Муниципального совета). Затраты на содержание МКУ «Автовские ведомости» в 2,5 раза превышают расходы на реализацию вопроса местного значения по учреждению печатного СМИ для опубликования муниципальных правовых актов и доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации.
По результатам проверки Контрольно-счетная палата рекомендует устранить выявленные нарушения и принять меры по их недопущению, а также провести оценку эффективности деятельности муниципальных учреждений, учредителем которых является Местная администрация, и рассмотреть целесообразность их дальнейшего функционирования.
Отчет с информацией об итогах контрольного мероприятия направлен в прокуратуру Санкт-Петербурга.