Тексты официальных выступлений

Тезисы выступления на российско-китайском семинаре на тему «Цифровизация в сфере внешнего государственного аудита (контроля)» 21.01.2021 "Практика применения инструментов по обработке и анализу данных, использования риск-ориентированного подхода при планировании деятельности"

За более чем 20 лет внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации контрольно-счетные органы накопили большой опыт работы в этой сфере. Вышли на принципиально новый уровень.

Сегодня уровень развития современных технологий открывает уникальные перспективы совершенствования нашей работы. Это:

  • многократное сокращение временных и трудовых затрат на проведение мероприятий за счет ликвидации рутинных операций по составлению и оформлению документов в бумажной форме;
  • формированию автоматизированных алгоритмов выявления нарушений.

Но, существует множество еще не решенных проблем:

  • большое количество систем и хранение данных в неструктурированном, неполном виде не позволяет провести их объективный анализ;
  • существенная часть уже накопленных данных является устаревшей.

На данный момент мы видим два основных подхода к дальнейшей цифровой трансформации деятельности. Это:

Первое: Развитие существующих информационных систем:

Преимущества предложенного решения заключаются:

  • в обеспечении защищенности сведений системы;
  • прозрачности данных;
  • многократном повышении скорости обмена информацией;
  • невозможности внесения изменений и фальсификации данных;
  • построении эффективной системы взаимодействия с объектами контроля, органами внутреннего контроля, контрольно-счетными органами субъектов.

Второе: Формирование единой цифровой среды - цифровой платформы КСП СПб. А именно:

  • обработка информации в режиме реального времени;
  • «рейтингование» направлений исполнения бюджетов в соответствии с рисками и ранее полученными результатами проведенных мероприятий;
  • превентивный подход в финансовом контроле.

 Информационные системы, используемые в настоящее время Палатой на всех этапах работы можно условно разделить на две группы:

  1. Системы, обеспечивающие взаимодействие между структурными подразделениями внутри Палаты.
  2. Системы анализа и обработки информации для автоматизации контрольной и экспертно-аналитической деятельности Палаты.

Каждая группа информационных систем предусматривает решение различных по своей сути задач, однако говорить о результативной работе Палаты можно только в случае бесперебойного функционирования всей их совокупности.

В рамках реализации возложенных, в соответствии с законодательством полномочий органа внешнего государственного финансового контроля, Палата осуществляет контрольную и экспертно-аналитическую, что предполагает:

  • подготовку заключений на проекты бюджетов и внесении в них изменений;
  • проведение внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
  • подготовку заключений на годовые отчеты об исполнении бюджетов;
  • анализ (мониторинг) и оценку текущего исполнения бюджетов;
  • проведение аудитов эффективности;
  • проведение контрольных мероприятий на предмет:
  • законности и результативности использования бюджетных средств и государственной собственности;
  • финансово-хозяйственной деятельности унитарных и иных предприятий Санкт-Петербурга;

В основу деятельности Палаты положены данные об исполнении городского бюджета, еженедельно представляемые Комитетом финансов Санкт-Петербурга, в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга, а также в рамках подписанного соглашения об электронном обмене.

В соответствии с законодательством мы осуществляем аудит закупок, путем:

  • проверок;
  • анализа и оценки информации о законности, обоснованности, своевременности, об эффективности;
  • определения результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Являясь участником стратегического планирования, Палата осуществляет:

  • мониторинг и анализ формирования и исполнения целевых показателей госпрограмм исходя из приоритетов социально-экономического развития города.

 При осуществлении контроля используются обширные материалы из различных источников. На их основе формируется массив специализированной информации.

 Комитетом финансов Санкт-Петербурга направляются отчеты:

  • об исполнении консолидированного бюджета города;
  • оперативная информация об исполнении расходов бюджета, а именно: все платежные поручения, содержащие данные о произведенных расходах, осуществленных возвратах денежных средств, устраненных нарушениях бюджетной классификации, допущенных при финансировании расходов, а также неосвоенных остатках средств бюджета.

От Управления Федерального казначейства поступает информация, предусмотренная:

  • порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
  • порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

Для обеспечения полноты информации по анализируемым направлениям исполнения бюджета налажено взаимодействие и с другими государственными органами, например, в части предоставления доступа к «Информационной системе управления проектами», в соответствии с Соглашением с Администрацией Губернатора Санкт-Петербурга.

Структурирование, систематизация, классификация получаемых данных позволяет выявлять проблемы в бюджетном процессе города, а также причины их возникновения. Реализация всех этих мероприятий была бы затруднительной в отсутствии автоматизации всех процессов деятельности Палаты.

В 2008 году Палатой разработана своя «Автоматизированная информационная система Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга». Единственным предназначением системы в то время являлась систематизация получаемой от финансового органа перечня платежных документов по исполнению расходной части бюджета.

Последние годы система растет и развивается.

Важнейшими предпосылками дальнейшего успешного развития финансового контроля в настоящее время видится:

  • своевременное получение достоверной информации;
  • ее быстрый анализ;
  • выразительное представление результатов.

Совершенствование процессов автоматизации деятельности происходит параллельно динамично развивающимся технологиям. В настоящее время Система успешно функционирует на двух программных модулях:

  • Модуль 1 «Контроль по проводимым экспертно-аналитическим и контрольным мероприятиям», работающий в виде web-интерфейса, к которому возможно получить доступ как на рабочем месте, так и за его пределами, находясь на проверке.

Программный модуль предназначен для ведения:

  • реестров проверок,
  • нарушений,
  • принятых мер,
  • представлений,
  • предписаний,
  • информационных писем и мер прокурорского реагирования
  • реестра документов

Предусмотрена возможность проведения следующих работ:

  • формирование и ведение классификаторов с привязкой к проводимым мероприятиям;
  • разработка экранных форм ввода по мероприятиям, выявленным в ходе их проведения нарушениям и принятым мерам по их устранению;
  • формирование сведений о выявленных нарушениях; суммах и количестве; принятых мерах; информации о необходимости мониторинга нарушения с возможностью оповещения пользователей системы о наступлении контрольной даты;
  • разработка различных видов отчетов: по выявленным в ходе проведения мероприятий нарушениям, принятых мер по их устранению.

 

  • Модуль 2 «Комплекс анализа планирования и исполнения бюджета», который состоит из:
  • блока регламентных отчетов, с возможностью построения отчетов об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
  • блока интерактивных отчетов с возможностью строить интерактивные отчеты по различным предметным областям в сфере планирования и исполнения бюджетов Санкт-Петербурга, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, внутригородских муниципальных образований.

 Сегодня Система содержит сведения:

  • о планировании и исполнении бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов внутригородских муниципальных образований
  • бюджетной отчетности об исполнении бюджета
  • планировании и реализации государственных программ Санкт-Петербурга
  • Адресной инвестиционной программы
  • планировании и осуществлении закупок для государственных нужд
  • сведения бухгалтерской отчетности.

С ее помощью просчитываются такие риски, как:

  • вероятность негативного влияния на деятельность объекта контроля какого-либо фактора, действия или события, которые могут привести к неэффективному и (или) нецелевому использованию бюджетных средств, нарушению требований законодательства, способных причинить ущерб;
  • вероятность недостижения запланированных результатов, отклонения хода процесса от намеченного сценария, наступления какого-либо неблагоприятного события;
  • риски, связанные с нарушениями нормативно-правовых актов, установленных сроков и процедур, порядков, регламентов.

 

Риск-ориентированное планирование - это планирование, на основе предварительного выявления высокорисковых объектов и субъектов использования бюджетных и материальных ресурсов, с учетом анализа ранее проведенных мероприятий, а также оценки потенциальных рисков, которые рассматриваются по двум критериям:

  1. Стоимостные риски – риски, оказывающие негативное влияние на расходную и доходную часть бюджетов;
  2. Нестоимостные (процедурные) риски – риски, связанные с нарушениями нормативных правовых актов.

С использованием Системы на подготовительном этапе могут быть исследованы такие вопросы, как:

  • факты нецелевого и неэффективного использования ресурсов, своевременность и полнота их устранения;
  • характерные для объекта контроля риски хозяйственной деятельности и системы управления, способные оказать негативное влияние на результаты деятельности;
  • существенность и значимость нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок;
  • полнота учета рекомендаций, представленных Палатой объекту контроля по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам уже проведенных проверок.

Рост объемов и количества задач, связанное с развитием государственного финансового контроля, привело к тому, что производительность информационной инфраструктуры Палаты перестала удовлетворять современным требованиям.

Без модернизации Системы уже невозможно эффективное решение поставленных задач.

В настоящий момент цифровизация процессов обработки и анализа данных направлена, на решение главных задач:

  1. Выявление объектов и субъектов контроля с высокими рисками;
  2. Ранжирование объектов контроля и направлений использования бюджетных средств на основе вероятностной оценки недостижения запланированного результата либо нарушения законодательства;
  3. Выявление и предотвращение системных нарушений;
  4. Снижение административной нагрузки на объекты контроля;
  5. Оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении финансового контроля;

Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить, что из года в год растет актуальность применения риск-ориентированного подхода, который позволит оптимизировать нагрузку на объекты контроля, оптимизируя и ресурсы контрольно-счетных органов.

Важным условием выполнения возложенных задач видится необходимость:

  • ускорения темпов цифровизации;
  • наличие удаленного доступа органов финансового контроля к иным государственным информационным системам.

В Санкт-Петербурге насчитывается порядка 100 государственных информационных систем, для выполнения автоматизации полномочий исполнительных органов.

Видится целесообразным закрепить на законодательном уровне право на постоянный доступ счетным органам к таким государственным информационным системам, учитывая необходимое законодательство по защите информации и охраняемой законом тайне.

Данная новация предусмотрена во внесенном в Государственную думу проекте федерального закона и надеемся в скорейшем времени будет одобрена и принята на законодательном уровне.

Спасибо за внимание!

Всем здоровья!