ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Морской технический колледж им. адмирала Д.Н.Сенявина» за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года

В ходе проведения контрольного мероприятия «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Морской технический колледж имени адмирала Д.Н.Сенявина» за 2015-2016 годы и истекший период 2017года» Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга выявлено следующее:

  1. Нарушения при формировании и исполнении бюджета Колледжа в части исполнения планов финансово-хозяйственной деятельности:

1.1. Нарушался порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации, а именно: в регистрах бухгалтерского учета неверно отражались по кодам КОСГУ поступившие доходы (5 фактов в 2015 году) и расходы (на выплату заработной платы, командировочные, на оплату цветочной продукции и работ по ремонту помещений).

1.2. Нарушался порядок и условия оплаты труда работников государственного автономного учреждения:

1.2.1. Не соблюдались требования (2 факта) предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя государственного образовательного учреждения, созданного на базе собственности Санкт-Петербурга, и средней заработной платы основного персонала работников учреждения, установленные положениями п. 2.8 Постановления № 1671 и п. 2.9 Постановления № 256.

1.2.2. Начисления и выплаты премий должностному лицу осуществлялись в размерах больше, чем установлено приказами Комитета по образованию, в результате чего в 2016 году излишне начислена и выплачена заработная плата, чем нарушены положения п. 2.8 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга».

После проведения контрольного мероприятия нарушение устранено, излишне выплаченная заработная плата удержана из заработной платы на основании личного заявления работника (с табельным номером 83).

1.2.3. Недоначислена оплата труда за периоды нахождения работников Колледжа в служебных командировках, чем нарушены требования, установленные ст. 167 Трудового Кодекса Российской Федерации, п. 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 и Положения о служебных командировках Учреждения (п. 5.1). После проведения контрольного мероприятия нарушение устранено, недоначисленная заработная плата выплачена работникам.

1.3. Нарушался порядок обеспечения открытости и доступности сведений, содержащихся в документах и самих документов государственных учреждений, путем размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (17 фактов в проверяемый период, а именно: 1 факт неразмещения документов на сайте, 16 фактов нарушения сроков размещения документов на сайте), что не соответствует требованиям ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», п. 6 и п. 15 Порядка предоставления информации.

  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

2.1. Нарушались требования по оформлению учетной политики, установленные ст. 8 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, в части формирования Учетной политики Колледжа с нарушением норм действующего законодательства (3 факта в проверяемый период), а именно: установленные случаи и сроки проведения инвентаризации не соответствуют требованиям п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации.

2.2. Нарушались требования, предъявляемые к оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами в соответствии с положениями ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, а именно:

– применялись иные формы табелей учета использования рабочего времени, чем определено Приказами Минфина России № 173н и № 52н и Учетной политикой Колледжа;

– списание автомобильного топлива в общем объеме не менее 1 525,9 литров осуществлялось без подтверждающих документов, что может быть классифицировано как потери средств Учреждения, а отражение в регистрах бухгалтерского учета осуществлялось при отсутствии первичных учетных документов (1 факт в проверяемый период). По результатам контрольного мероприятия денежные средства удержаны из заработной платы работника;

– к бухгалтерскому учету принимались первичные учетные документы, неподписанные заказчиком (не менее 7 фактов в проверяемый период), что привело к отражению в бухгалтерском учете Учреждения недостоверных данных о дебиторской задолженности и не позволит осуществить взыскание задолженности в судебном порядке. По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета, что приведет к потерям средств Учреждения.

2.3. Нарушались требования, предъявляемые к регистрам бухгалтерского учета, установленные положениями ч. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ: несвоевременно отражались данные по бланкам строгой отчетности, содержащиеся в первичных учетных документах и подлежащие регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (3 факта).

2.4. Нарушались требования, предъявляемые к проведению инвентаризации активов и обязательств, установленные ст. 11 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ и Методических указаний по инвентаризации;

– при проведении инвентаризации не выявлялись излишки имущества, что привело к отсутствию достоверной и полной информации в бухгалтерском учете Учреждения (4 факта в проверяемый период);

– не проводилась инвентаризация бланков строгой отчетности (2 факта в 2015-2016 годах), наград, призов, кубков, ценных подарков и сувениров (2 факта в проверяемый период) и обязательств Учреждения (по одному факту в 2015 и 2016 годах, соответственно).

2.5. Нарушались требования, предъявляемые к организации и осуществлению внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, установленные положениями ст. 19 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, а именно: в проверяемый период в Колледже отсутствовал локальный акт, определяющий порядок организации и осуществления Учреждением внутреннего финансового контроля (3 факта).

2.6. Нарушались общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта в части искажения данных отдельных форм бухгалтерской отчетности (при формировании отчетности в проверяемый период: за 2015 год – 4 факта, за 2016 год – 4 факта), что не соответствует положениям ст. 13 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, а именно искажены:

2.6.1. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) по состоянию на 01.01.2016 и на 01.01.2017 в связи:

– с нарушением в 2015 и 2016 годах Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации при отражении операций по полученным доходам, по выплате заработной платы, по возмещению работникам расходов, связанных со служебными командировками, по приобретению цветочной продукции;

– с некорректным отражением плановых показателей по расходам (в 2016 году показатели отражены не в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности).

2.6.2. Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) по состоянию на 01.01.2016, на 01.01.2017 в связи с завышением суммы дебиторской задолженности (не подтверждена документально) и отражением на балансовом учете здания трансформаторной подстанции, находящегося в собственности «Ленэнерго».

2.6.3. Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (неотъемлемая часть Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) по состоянию на 01.01.2016 и на 01.01.2017 в связи с неотражением данных о переданном в пользование Учреждению имуществе, информации о бланках строгой отчетности, переходящих наградах и кубках.

2.6.4. Отчет «Сведения о движении нефинансовых активов» (ф. 0503768) по состоянию на 01.01.2016 и на 01.01.2017 в связи с неотражением в регистрах бухгалтерского учета информации об остатках, поступлении и выбытии находившегося в Колледже в 2015 и 2016 годах имущества сторонних организаций и о переходящих наградах и кубках.

2.7. Нарушались требования, предъявляемые к применению правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (46 фактов в проверяемый период), а именно:

2.7.1. В регистрах бухгалтерского учета не учитывались бланки строгой отчетности, что не соответствует требованиям п. 337 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (по 1 факту ежегодно).

2.7.2. Данные в Отчетах об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) на 01.01.2017, на 01.02.2017 и в регистрах бухгалтерского учета не соответствовали показателям в утвержденных планах финансово-хозяйственной деятельности (6 фактов, в том числе в 2016 году – 5 фактов, за январь 2017 года – 1 факт), что противоречит положениям п. 38 Инструкции о порядке составления отчетности № 33н, п. 200 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений № 183н.

2.7.3. При отсутствии правоустанавливающих документов два земельных участка отражались на балансовом учете и не отражался земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования которым, зарегистрировано за Колледжем, что не соответствует требованиям п. 71 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (в 2015 году – 3 факта, в 2016 году – 3 факта).

2.7.4. Нарушались положения, установленные инструкциями Минфина России (в 2015 году – 2 факта, в 2016 году – 2 факта), а именно:

– жилое здание и квартира неверно отражались на балансовом счете, с нарушением положений п. 8 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений № 183н;

– имущество, переданное Колледжу в безвозмездное пользование, не отражалось на забалансовом счете, что не соответствует требованиям п. 333 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н.

2.7.5. В нарушение положений п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н, при ведении бухгалтерского учета не обеспечивалось формирование полной и достоверной информации о наличии государственного имущества, его использовании, о принятых обязательствах, полученных финансовых результатах (в 2015 году – 1 факт, в 2016 году – 1 факт, в 2017 году – 5 фактов), а именно: в регистрах бухгалтерского учета отражались: здание, находившееся в собственности иного юридического лица, и основные средства, местоположение которых не установлено.

2.7.6. На хранении в Колледже находилось имущество, наличие которого не отражалось в бухгалтерском учете (по 3 факта ежегодно), что противоречит положениям п. 335 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н.

2.7.7. При отсутствии в авансовых отчетах первичных учетных документов, работникам Учреждения выплачены денежные средства, что привело к излишним расходам средств и к нарушению положений п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н. После проведения контрольного мероприятия излишне выплаченная сумма возмещена Учреждению.

2.7.8. В регистрах бухгалтерского учета отсутствовала информация об остатках и движении переходящих наград и кубков в количестве 81 штуки, что не соответствует требованиям п. 345 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (в 2015 году – 1 факт, в 2016 году – 1 факт).

2.7.9. Авансовые выплаты в рамках заключенных договоров по счету отражались на неверном счете учета, что не соответствует положениям п. 202 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (в 2015 году – 1 факт).

2.7.10. Данные бухгалтерской отчетности не соответствовали данным регистров бухгалтерского учета, в том числе Главной книги, что противоречит требованиям п. 9 Инструкции о порядке составления отчетности № 33н (1 факт).

2.7.11. На забалансовых счетах отсутствовали сведения об имуществе (две пластиковые ванны и погрузчик), переданном Колледжу сторонней организацией для реализации программ практики, чем нарушены положения, установленные п. 332 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (3 факта в 2016 году).

2.8. Балансовая стоимость угнанного автомобиля «Камаз 65117» отнесена Учреждением на счет «Расчеты по ущербу и иным доходам», что является потерями государственного имущества Санкт-Петербурга в указанной сумме (1 факт).

2.9. В 2015 году в результате непринятия Колледжем своевременных мер по взысканию дебиторской задолженности и (или) ненадлежащему оформлению первичных учетных документов по результатам проведенной внеплановой инвентаризации с балансового учета списана дебиторская задолженность по 30 контрагентам, что может быть классифицировано как потери средств Учреждения.

  1. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью:

3.1. Нарушался порядок распоряжения имуществом автономного учреждения, установленный требованиями ч. 2 ст. 298 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» (2 факта) в части предоставления без согласования с собственником имущества – Санкт-Петербургом длительный период времени (не менее 4 лет) отдельных помещений в пользование коммерческим организациям.

3.2. Не соблюдались требования государственной регистрации прав на недвижимые вещи, установленные ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовал до 01.01.2017), ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 01.01.2017), в части отсутствия (2 факта в проверяемый период) зарегистрированных прав оперативного управления на два здания после изменения уникальной характеристикой объектов.

3.3. Нарушался порядок использования находящихся в государственной собственности административных зданий, строений, нежилых помещений (26 фактов в проверяемый период), в том числе:

3.3.1. Без согласования с Комитетом по градостроительству и архитектуре и с собственником здания – Санкт-Петербургом на фасадах зданий и помещений установлено дополнительное оборудование (камеры наружного видеонаблюдения в количестве 10 шт., внешние блоки кондиционеров в количестве 14 шт.), что не соответствует требованиям п. 4.1.2 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 № 1135 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017).

3.3.2. Отдельные помещения предоставлялись в пользование сторонним организациям на основании договоров, заключенных с нарушением требований действующего законодательства (2 факта).

3.4. При отсутствии оформленных договорных отношений государственное имущество Санкт-Петербурга (помещения) неправомерно предоставлялось в пользование (2 факта) коммерческим организациям в течение длительного периода времени (с 31.12.2011 по 31.03.2015).

3.5. Не соблюдался порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, установленный требованиями ст. 39.1 Земельного кодека Российской Федерации, в части использования длительный период времени (не менее 9 лет) земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, права пользования которыми Колледжу не передавались (2 факта).

3.6. Нарушался порядок ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, установленный требованиями главы 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 01.01.2017), в части непринятия мер по кадастровому учету изменений одной из уникальных характеристик объектов недвижимости, а именно площадей зданий Колледжа (2 факта в проверяемый период).

3.7. При отсутствии документов, подтверждающих использование первым заместителем директора Учреждения Смирновым В.А. автомобиля Ford «Focus» в служебных целях для нужд государственного учреждения (2 факта), Колледж оплачивал в проверяемый период расходы по содержанию автомобиля Ford «Focus», а именно: лизинговые платежи, страхование и техническое обслуживание.

  1. Нарушения при осуществлении закупок:

4.1. Нарушения при допуске (отказе в допуске) участников закупки, отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по двум закупкам, а именно, в нарушение требований п. 11.12 Положения о закупках, в соответствии с которыми заказчик отклоняет заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме (далее – аукцион) в случае, если заявка поставщика не соответствует требованиям документации аукциона, закупочной комиссией
Санкт-Петербургского государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Морской технический колледж», созданной приказом Учреждения от 04.02.2014 № 47 «О создании закупочной комиссии», были допущены к участию в аукционе заявки, не соответствующие требованиям документации.

4.2. Наибольшее количество договоров заключено Учреждением по результатам проведения процедуры закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: в 2015 году – 90,7 % от общего количества заключенных договоров, в 2016 году – 84,4 %, по состоянию на 10.02.2017 – 100 %. Осуществление закупок преимущественно способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не способствует развитию конкуренции и эффективному расходованию средств государственного учреждения.

  1. Иные нарушения:

5.1. В результате непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, за нарушение действующего законодательства Колледж (как юридическое лицо) привлекался к административной ответственности, что привело к потерям средств Учреждения на оплату штрафных санкций (51 факт в проверяемый период), а именно:

– произведены расходы на оплату пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по налогу на имущество, по налогу на доходы физических лиц, штрафа за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), штрафа за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (13 случаев);

– Учреждение 38 раз привлекалось к административной ответственности за превышение транспортными средствами государственного учреждения установленной скорости движения.

5.2. В отдельных случаях медицинская деятельность осуществлялась без лицензии или с нарушением лицензионных требований, что является нарушением положений п. 46 ч. 1 ст. 12, ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона о лицензировании № 99-ФЗ и, в силу положений ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа (1 факт в проверяемый период).

5.3. Нарушались положения п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и ст. 21 Требований Минфина России от 28.07.2010 № 81н) в части утверждения директором Учреждения планов финансово-хозяйственной деятельности (в том числе с учетом изменений) при отсутствии заключений Наблюдательного совета (11 фактов в проверяемый период).

5.4. Нарушались требования, предъявляемые к порядку составления и утверждения ПФХД государственного учреждения, а именно:

5.4.1. Отсутствуют даты составления и утверждения Учреждением, чем нарушены требования к составлению ПФХД, установленные положениями п. 5 Требований Минфина России от 28.07.2010 № 81н (12 фактов в проверяемый период).

5.4.2. Отсутствуют заключения Наблюдательного совета на ПФХД Колледжа после внесения в них изменений, чем не соблюдены положения п. 21 Требований Минфина России от 28.07.2010 № 81н о том, что ПФХД автономного учреждения (в том числе План с учетом изменений) утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения Наблюдательного совета автономного учреждения (10 фактов).

5.5. Процедура привлечения средств добровольных пожертвований осуществлялась с нарушением установленного Учредителем запрета на сбор работниками образовательной организации наличных денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников (п. 3.5 Методических рекомендаций «О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга», утвержденных распоряжением Комитета по образованию от 30.10.2013 № 2524-р, а именно: через кассу Учреждения на основании личных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся принимались благотворительные взносы (пожертвования) «на материально-техническое снабжение» государственного учреждения.

5.6. Нарушались положения п. 3.3 Порядка привлечения средств отчет о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц за 2015 год своевременно не представлялся для ознакомления родителям (законным представителям) обучающихся, в том числе путем размещения на официальном сайте Учреждения (1 факт).

5.7. Не организован обособленный учет операций по использованию (в том числе расходованию) пожертвований, поступивших в Колледж в проверяемый период, что является нарушением требований п. 3 ст. 582 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

5.8. Осуществлялся вид деятельности, не предусмотренный Уставом, что является нарушением требований ст. 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а именно при осуществлении приносящей доход деятельности Учреждением оказывались услуги по предоставлению мест на автостоянках, организованных на территории государственного образовательного учреждения.

5.9. Собственные доходы Колледжа сформированы в основном из доходов, поступивших через кассу наличными деньгами: в 2015 году – 56,4 % от общей суммы собственных доходов, в 2016 – 55,8 %. При этом в Колледже отсутствовал документ, регламентирующий порядок осуществления контроля полноты и своевременности сдачи наличных денежных средств, получаемых Учреждением, в том числе за оказание платных услуг, в связи с чем, оценить полноту и достоверность оприходования собственных доходов не представляется возможным.

5.10. При отсутствии контроля со стороны Колледжа за соблюдением коммерческой организацией условий договора о сотрудничестве, которой нарушалось требование (2 факта), установленное ст. 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в части неисполнения обязательства, предусмотренного п. 3.3.8 договора о сотрудничестве (по предоставлению Учреждению пакета документов, направляемого в разрешительные органы по охране окружающей среды). В ходе проведения контрольного мероприятия договор о сотрудничестве расторгнут по взаимному согласию сторон.

5.11. В проверяемый период Колледж не предусмотрел включение в договор о сотрудничестве (по реализации программ практики) требовании об обязанности коммерческой организацией предоставлять сведения о ввозимых и находящихся на территории учебного заведения материальных ценностях (в том числе об их безвредности для учащихся), что лишило Колледж возможности (2 факта в проверяемый период) реализовать в полной мере требования по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации (ст. 41 Закона об образовании в РФ).

5.12. Длительный период времени (с 2001 года по 2010 год) помещения площадью 50 кв. м не использовались для реализации уставных целей в результате непринятия мер по выселению бывшего работника из квартиры, являющейся собственностью Санкт-Петербурга, переданной в оперативное управление Колледжу (1 факт в проверяемый период). Неосуществление мер по взысканию с бывшего работника задолженности по коммунальным платежам может привести к потерям средств Учреждения.

5.13. Оборудование для косметологического кабинета, приобретенное в 2013 году (оплачено в том числе, и за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), не эксплуатируется Колледжем с момента его поставки (более 3 лет), что свидетельствует о неэффективном использовании движимого имущества (17 фактов).

Начальник инспекции З.А. Коханцева